Проблемы и перспективы развития налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства рф. Налогообложение малого бизнеса: проблемы и перспективы Совершенствование налогообложения субъектов малого бизнеса

Трунина.В.Ф. 1 , Горбунова.А.А. 2

1 Кандидат экономических наук, доцент; 2 Студентка, Волгоградский технический университет

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация

В статье раскрывается роль налогообложения для малого предпринимательства. Рассматриваются проблемы и характеристика основных видов правонарушений в этой сфере, а также рассмотрение налоговой системы в целом. Предлагаются мероприятия, связанные с дальнейшим совершенствованием налоговой политики и системы налогообложения.

Ключевые слова: малый бизнес, налоги, законодательство, налоговая система.

Trunina.V.F. 1 , Gorbunova. А . А. 2

1 Ph.D. in Economics, assosiate professor; 2 student, Volgograd State University

PROBLEMS OF TAXATION OF SMALL BUSINESS ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR SOLUTIONS

Abstract

The article explores the role of taxation for small businesses. The problems and the characteristics of main types of offenses in this area, as well as consideration of the tax system as a whole. Some measures related to the further improvement of tax policy and tax system.

Keywords: small business, taxes, legislation, tax system.

Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса актуальны во мно­гих странах, в том числе и в России. В условиях сложной обстановки, характерной для отечественной экономики в настоящее время, малое и среднее предпринимательство не всегда может точно предсказать уровень своих доходов, возможные результаты исхода той или иной негативной ситуации. Величина убытков, незначительная для крупного предприятия, может оказаться губительной для мелкого товаропроизводителя.

Большинство развитых стран всячески поощряют и поддерживают деятельность малого бизнеса. В целях содействия развитию малых и средних форм хозяйствования в России в 2007 году был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». В настоящее время – это основополагающий документ, регулирующий отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяющий понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки.

В соответствии с ним к малым предприятиям относятся юридические лица с численностью работников от 16 до 100 человек включительно и с выручкой от реализации товаров (работ, услуг) от 60 млн. до 400 млн. руб.

Развитие малого предпринимательства в России является одним из важных направлений решения экономических и социальных проблем. Малое предпринимательство, как особый сектор рыночной экономики, находится на стадии формирования, и его потенциал используется далеко не полностью. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, быстро адаптируясь к внешним условиям и обладая дополнительной возможностью видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом

Как известно, малый бизнес занимает особое место в экономике, так как:

  • решает проблему занятости;
  • позволяет быстро переналаживать производство и тем самым оперативно реагировать на потребности рынка;
  • способствует развитию конкуренции;
  • на небольших предприятиях инновационного характера создается уникальная наукоемкая продукция.

Однако роль малого бизнеса в российской экономике по-прежнему остается весьма незначительной. Доля малых предприятий в ВВП России, а также занятость населения на таких предприятиях чрезвычайно малы по сравнению с аналогичными показателями экономически развитых стран.

На Западе ситуация складывается совершенно иначе: малый бизнес является непосредственным источником роста экономики страны. В экономически развитых странах существует настоящий культ малого предпринимательства. Именно поэтому значительная часть американского и европейского бизнеса относится к категории «малого» и «среднего».Одной из основных причин успешного развития малого бизнеса на Западе является эффективность системы налогообложения, целостное налоговое законодательство и налоговые льготы со стороны государства. Подобная практика не может не вызывать огромный интерес к зарубежному опыту построения системы налогообложения в сфере малого бизнеса.

В большинстве развитых стран малый бизнес законодательно определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. Специфика малого бизнеса, а именно его социальная и экономическая значимость, определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально существующим экономическим пропорциям внутри данного сектора.

В России действуют два вида налоговых режимов для рассматриваемых субъектов: общий или ОСН (уплата федеральных, региональных и местных налогов) и специальный (предполагает уплату одного определенного налога, размер которого устанавливается в упрощенном порядке, вместо нескольких основных налогов).

При общей системе налогообложения уплачиваются следующие виды налогов: налог на прибыль организаций (20 %), НДФЛ (выплачивается предпринимателями вместо налога на прибыль - 13 %), НДС (18%) и налог на имущество организаций (1-1,5 %), а также вне зависимости от системы налогообложения предприниматель обязан уплачивать взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Субъектами малого предпринимательства ОСН практически не используется. Вместо этого, в зависимости от различных показателей выбирается один из 4 или сразу несколько специальных налоговых режимов:

  • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • Упрощенная система налогообложения (УСН);
  • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • Патентная система налогообложения (ПСН).

В основном малый бизнес использует два вида специальных налоговых режимов: ЕНВД и УСН.

Применение ЕНВД обязательно, если он введен на территории субъекта и использование других налоговых режимов невозможно. Сумма налога при таком режиме зависит от физических показателей, например от количества работников и т. д. Данный налог имеет преимущество в виде снижения себестоимости продукции, т. к. нет необходимости уплачивать, например НДС.

Большая часть предприятий предпочитает использовать УСН. Упрощенная система налогообложения описывается в главе 26.2 НК РФ. По данной системе малый бизнес может облагаться ставками 6 % и 15 % в зависимости от объекта налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов). Переход на данную систему является добровольным и предприниматель сам решает, будет ли это выгодно ему.

Практика показывает, что принятая во многих странах прогрессивная шкала налогообложения благоприятно сказывается на развитии малого бизнеса, т.к. дает возможность таким предприятиям на этапе становления платить налоги по минимальным ставкам.

В РФ было принято немало законов, указов, постановлений и других нормативных актов, направленных на поддержку малого предпринимательства. Это не намного улучшило положение представителей малого бизнеса в России. И самая главная причина этому – непосильные налоги.

Основными недостатками существующей системы налого­обложения субъектов малого бизнеса являются следующие:

  1. Система налогообложения сложна и запутанна. Фактически не соблю­дается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая формули­ровку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы «каж­дый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить». Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных зна­ний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специали­стов по бухучету и налогам.

В России система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая мас­са платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошиба­ется при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.

  1. Чрезмерно высокое налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными. Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т.д. Между тем при установле­нии ставок налогов необходимо учитывать их влияние не только на это, но и на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогопла­тельщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном же случае наблюдается тенденция к пере­распределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наимень­шей ставке.

Действующая в стране система налогообложения со слабо проработанны­ми теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, сгладить негативные последствия, связанные с произвольностью ставок нало­гов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли.

  1. Нестабильность законодательства. Недостаточная четкость и ясность нормативных документов, и слишком частые изменения налогового законода­тельства затрудняют работу самих налоговых служб, делают бесправным нало­гоплательщика. Все изменения в налоговом законодательстве должны осуще­ствляться одновременно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно путем внесения изменений в законодательные и нормативные акты по налогам.

Еще одной проблемой является налоговая отчетность предпринимателей. Она становится все более сложной и запутанной. На начальном этапе становления и развития нового бизнеса, предприниматель сталкивается с проблемами ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Отсутствие знаний, а также запутанность законодательства в отношении этих вопросов, являют начинающему предпринимателю реальные проблемы, грозящие большими штрафными санкциями. Сложившаяся ситуация увеличивает расходы предпринимателя на обеспечение учета и налоговой отчетности, так как стоимость подобных услуг растет.

Важнейшей задачей государства в настоящее время является создание эффективной системы налогообложения субъектов малого бизнеса, адекватной российским условиям и создающей стимулы для раз­вития малого предпринимательства.

Все вышеперечисленные проблемы можно решить, проведя грамотную реформу существующей системы налогообложения малого бизнеса. Для этого можно использовать успешный опыт других стран. Также важно повышать уровень знаний самих предпринимателей в сфере налогообложения. Только при таких условиях российский малый бизнес сможет развиваться и быть конкурентоспособным.

Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринима­тельства должно быть основано на оптимальном сочетании интересов государ­ства и малого бизнеса. Поэтому необходим переход от гипертрофированной ре­ализации фискальной функции налогообложения к активно-стимулирующей. Данные условия будут способствовать развитию малого предпринимательства, усиливать его социальную значимость и стимулировать инвестиционную ак­тивность.

Для того, чтобы налоговое бремя было посильным для малых предприятий, чтобы количество их росло, и они стремились вести свой бизнес в легаль­ной, а не теневой экономике, необходима однозначность, стабильность системы налогообложения и справедливый уровень изъятия части доходов. Также долж­ны быть предприняты меры по борьбе с предоставлением незаконных льгот и с ведением неотражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности пу­тем ужесточения контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в «теневой» сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц (в том числе за оффшор­ными счетами), а также за предприятиями, оказывающими услуги по созданию оффшорных фирм и открытию зарубежных банковских счетов, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений

Литература

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ,услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
  2. Власенкова В.А. Роль налогооблажения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы/В.А Власенкова//Налог.вестн. – 2013. – №2. 3 – 8 с.
  3. Лайченкова Н.Н. Международный опыт применения стимулов в налоговом праве / Н.Н. Лайченкова, А.В. Клеймиц // Вопросы экономики и права. – 2013. – № 4. 35 – 37с.
  4. Смогина И. А. Налогообложение малых предприятий / И. А. Смогина // Право и экономика. – 2012. – № 11. 74 – 79с.
  5. Степанова Е.В. Необходимо ли ООО, применяющему упрощенную систему налогообложения, вести бухгалтерский учет?/Степанова//Изд-во «Спутник+».-М.,2011.177-180с.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. От 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.10.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.03.2015)

References

  1. Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 22 ijulja 2008 g № 556 «O predel’nyh znachenijah vyruchki ot realizacii tovarov (rabot,uslug) dlja kazhdoj kategorii sub#ektov malogo i srednego predprinimatel’stva»
  2. Vlasenkova V.A. Rol’ nalogooblazhenija v razvitii sub#ektov malogo i srednego predprinimatel’stva: problemy i perspektivy/V.A Vlasenkova//Nalog.vestn. – 2013. – №2. 3 – 8 s.
  3. Lajchenkova N.N. Mezhdunarodnyj opyt primenenija stimulov v nalogovom prave / N.N. Lajchenkova, A.V. Klejmic // Voprosy jekonomiki i prava. – 2013. – № 4. 35 – 37s.
  4. Smogina I. A. Nalogooblozhenie malyh predprijatij / I. A. Smogina // Pravo i jekonomika. – 2012. – № 11. 74 – 79s.
  5. Stepanova E.V. Neobhodimo li OOO, primenjajushhemu uproshhennuju sistemu nalogooblozhenija, vesti buhgalterskij uchet?/Stepanova//Izd-vo «Sputnik+».-M.,2011.177-180s.
  6. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii. Chast’ 2. Ot 05.08.2000 № 117-FZ (red. ot 04.10.2014) // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul’tant Pljus» / . – Rezhim dostupa. – URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashhenija: 15.03.2015)

УДК 336.221 (.264)

А.А. Васева, студентка annavaseva666@gmail. com Е.А. Разумовская, д-р экон. наук [email protected] Уральский Федеральный Университет имени Б.Н. Ельцина

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье представлены нормативные основы деятельности субъектов малого предпринимательства и их налогообложения. Рассмотрены основные тенденции развития малого бизнеса на современном этапе отечественной экономики. Проанализированы количественные показатели налогообложения малого бизнеса и спрогнозирован потенциально возможный рост налогового бремени на малый бизнес. Выявлены проблемы в системе налогообложения малого предпринимательства в России и предложены пути их решения.

малое предприятие, налогообложение, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, налоговое бремя

В системе экономических и социальных отношений большинства государств малый бизнес выполняет сегодня важнейшие функции. Развитие сферы малого бизнеса выгодно для государственной экономики, так как с его помощью производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения, легко меняется сфера деятельности и возможность обеспечить различными потребностями граждан страны. Малое предпринимательство является налогоплательщиком, соответственно налоги и сборы увеличивают возможности бюджета государства: чем выше доход предприятий - тем выше поступление в местный и федеральный бюджет.

На сегодняшний день Федеральный закон №209-Фз является основным документом, который регулирует деятельность малого бизнеса и определяет различные аспекты его функционирования.

Данный закон гласит, что малыми предприятиями являются юридические лица, численность работников которых колеблется в пределах 16-100 чел., а выручка от реализации в пределах 60 - 400 млн. руб.

Малое предпринимательство для российской экономики - важное направление преодоления проблем экономики. Малый бизнес, являясь особым сектором рыночной экономики, сейчас формируется в нашей стране, и на данном этапе его потенциал не используется на полную силу. Малые предприятия способствуют формированию конкурентной среды и обладают возможностью эффективно следить за спросом.

Малый бизнес необходим экономике страны, так как:

Позволяет решать проблемы занятости;

Способствует быстрому переналаживанию производства и оперативному реагированию на рынок;

Способствует созданию наукоемкой продукции инновационного характера на небольших предприятиях .

Российские реалии свидетельствуют о том, что роль малого бизнеса в нашей стране незначительна. Показатели занятости населения в малом бизнесе и доля малых предприятий в ВВП в России очень малы, если сравнивать с показателями развитых стран.

В настоящее время Налоговым кодексом РФ для малых предприятий существует как общая система налогообложения, предусматривающая уплату всех налогов, перечисленных в гл.2 НК РФ, так и специальные режимы (ст.18 НК РФ), к которым относятся:

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);

Упрощенная система налогообложения (УСН);

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

Патентная система налогообложения (ПСН).

Важно, что каждый из специальных налоговых режимов регулируется нормами соответствующей главы части 2 НК РФ , где подробно описан порядок применения данного режима, определение лиц, которые могут его применять, налоговой базы, ставок налогов.

При применении УСН ключевым фактором является предельный доход субъекта, при котором применение данного режима возможно (в настоящее время - 120 млн. руб. в год). Учитываются также вид деятельности, участие в капитале юридических лиц и некоторые иные факторы. Кроме того, ставки УСН регулируются нормами регионального законодательства (могут быть снижены в целом, как в Ханты-Мансийском или Ямало-Ненецком автономных округах, либо для отдельных видов деятельности, как это предусмотрено в большинстве субъектов Российской Федерации, имеющих такие региональные законы ).

Максимальная ставка единого налога по УСН 15 % от доходов (регионом может быть снижена до 5 %), уменьшенных на величину расходов или 6 % от доходов (регионом может быть снижена до 3 %).

Применение ЕСХН возможно для сельскохозяйственных организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, и базовый критерий здесь -основная деятельность, связанная именно с сельскохозяйственным товаропроизводством (не менее 70 % доходов, п. 2 ст. 346.2 НК РФ), имеются и иные ограничения, установленные ст. 346.2 НК РФ. Ставки ЕСХН ниже, чем при применении УСН, они установлены ст. 346.8 в размере 6 % от разницы между доходами и расходами субъектов.

Применение ЕНВД предусматривается для отдельных видов деятельности, которые определены п. 2 ст. 346.26, и в настоящее время обязательным применение данного налога не является (что имело место до 2013 года). Определены ограничения в возможности перехода на ЕНВД п. 2.2 ст. 346.26, и сейчас он применяется только для субъектов малого предпринимательства (по численности персонала, структуре капитала, видам деятельности).

Важно, что ставка ЕНВД не зависит от фактической выручки (доходов) субъектов, применяющих данный специальный режим, она определяется понятием «вмененный доход», зависящим от «базовой доходности» по видам деятельности (ст. 346.27 НК РФ). Вмененный доход рассчитывается как произведение базовой доходности с физической единицы (площади, количества работников, количества транспортных средств и т. п.) на общую величину этих единиц, используемых в предпринимательской деятельности субъекта.

При этом применяются корректирующие коэффициенты (первый устанавливается в зависимости от инфляции на федеральном уровне, второй - местными нормативными актами, в зависимости от территориального положения субъекта бизнеса). К рассчитанному таким образом вмененному доходу за квартал (налоговый период) применяется ставка 15 % (ст. 346.29 НК РФ).

Патентная система налогообложения введена относительно недавно (с 2013 г.) и применяется только в отношении индивидуальных предпринимателей, и только по отдельным видам деятельности, перечисленным в п. 2 ст. 346.23 НК РФ, с учетом разрабатываемых на этой основе региональных законов, которые могут сократить или расширить перечень видов деятельности. В региональных законах определяется и «потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем доход» как налоговая база (ст. 346.28 НК РФ), к которой применяется ставка 6 %, и повышающие коэффициенты к налоговой базе в зависимости от места работы субъектов бизнеса. Здесь налог также не зависим от фактической выручки, но имеется ограничение по ее размеру для применения ПСН (60 млн. руб.).

Важно, что данная система применяется в основном к микробизнесу (имеются существенные ограничения по численности персонала), неприменима для юридических лиц.

Применение УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН освобождает от начисления и уплаты многих федеральных и региональных налогов (в частности, НДС и налога на прибыль, что важно, поскольку администрирование этих налогов достаточно сложно; также от налога на имущество организаций, кроме недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости; для индивидуальных предпринимателей - от НДФЛ с доходов самого индивидуального предпринимателя).

Более того, применение ЕНВД и ПСН существенно упрощает налоговое администрирование у субъекта: упрощается процедура расчета налога (или стоимости патента) .

Система налогообложения в России сложная и запутанная. Норма п. 6 ст. 3 НК РФ, которая предусматривает что «каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком количестве он должен платить», фактически не соблюдается.

На сегодняшний день уплата налогов требует от предпринимателей высокого уровня знаний либо найма высококвалифицированных работников по налогообложению, а также учету.

Проанализируем общие тенденции развития малого предпринимательства и его налогообложения в России.

Первым этапом рассмотрим количественные показатели.

Согласно официальным данным ФНС по регистрации предприятий, численность регистрирующихся предпринимателей увеличивается. На 1 января 2018 г. в ЕГРИП числится 3,73 млн. чел. (рис. 1).

10000000 9000000 8000000 7000000 6000000 5000000 4000000 3000000

01.01.2014 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018 Зарегистрировано ■ Ликвидировано

Рисунок 1 - Динамика количества зарегистрированных и ликвидированных ИП и крестьянских хозяйств в 2013-2017 гг. по данным ФНС

Таким образом, данные рис. 1 показывают положительную динамику регистрации, с незначительным приростом, однако его попросту не может не быть. Новые ИП создаются ежегодно, кроме того, перерегистрируются старые, чтобы попасть под налоговые каникулы либо избежать проверок. При этом число ликвидированных ИП растет гораздо более быстрыми темпами - в среднем на 11,9 % каждый год.

Аналогичная ситуация происходит и среди юридических лиц - к началу 2018 г. их численность и вовсе стала меньше прошлогодней и достигла 4,55 млн. компаний, при этом

число ликвидированных предприятий выросло до 5,22 млн. юридических лиц. При это впервые число ликвидированных юридических лиц превысило число зарегистрированных (рис. 2).

лиц в 2013-2017 гг. по данным ФНС

Таким образом, стоит отметить, что в то время, когда экономика страны нуждается в росте эффективного малого предпринимательства, количество малых предпринимателей снижается в основном из-за налоговой нагрузки на данный сегмент.

Проблемы в экономике и высокие риски заставляют гораздо большее число граждан прекращать свою деятельность, при этом рост регистрации вызван введением в действие ФЗ № 477 от 29 декабря 2014 г. «Налоговые каникулы 2015», при котором предприниматели, работающие на упрощенной системе налогообложения (УСН) или патенте (ПСН), освобождаются от уплаты налогов. Однако несмотря на такое упрощение, введенные несколько лет назад фиксированные ставки платежей в пенсионные фонды стали непосильны для многих предпринимателей. Важно отметить, что подавляющее большинство малых предпринимателей заняты в оптовой и розничной торговле, а потому на их численность также повлияли введенные в отдельных регионах торговые сборы, которые стали дополнительным налогом.

Значительный ущерб нанесли и другие законодательные инновации - введенная система взимания платы с большегрузов «Платон» увеличила стоимость грузоперевозок и заставила уйти с рынка многих малых предпринимателей, которые в условиях жесткой конкуренции не могли увеличивать цену. Не менее плачевно сказались на них введенный утилизационный сбор и возросшие ставки акцизов на топливо.

В 2015 г. появился налог на имущество для лиц, работающих на специальных налоговых режимах, под которые стали попадать объекты недвижимости, находящиеся в собственности и числящиеся на балансе как основные средства - помещения, торговые центры, пар-ковочные места и многое другое.

Наконец, в прошлом году были проиндексированы коэффициенты по уплате УСН и ЕНВД в соответствии с возросшей инфляцией - в 2016 г. был самый значительный рост за все время существования налога.

Об увеличении налоговой нагрузки по большинству взимаемых налогов свидетельствует и статистика федеральной налоговой службы (рис. 3).

300000000 250000000 200000000 150000000 100000000 50000000 0

ЕНВД для отдельных видов деятельности (подлежит уплате в бюджет) IУСН (подлежит уплате в бюджет)

Рисунок 3 - Динамика некоторых налогов для малого бизнеса, подлежащая уплате

в бюджет, тыс. руб. по данным ФНС

3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000

2013 2014 2015 2016

Рисунок 4 - Количество плательщиков ЕНВД и УНС в 2013-2017 гг. по данным ФНС

Следует отметить, что количество предпринимателей, состоящих на УНС, увеличивается менее быстрыми темпами, нежели объем данного налога. Также отметим, что выплаты в бюджет по ЕНВД и вовсе растут в течение почти всего исследуемого периода, несмотря на то, что число предпринимателей, применяющих ее, снижается.

Таким образом, следует отметить, что для малого бизнеса такое налоговое бремя является непосильным. Просматривается четкий приоритет фискальных интересов государства.

Государство, снижая формально в Налоговом кодексе и региональных законах до 2014 г. ставки налогов при применении специальных налоговых режимов, с 2011 г. начало увеличивать страховые взносы для субъектов на этих режимах работающих.

Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей были введены обязанности уплаты взносов в ФСС и ФОМС, а для индивидуальных предпринимателей существенно была увеличена и база для расчета фиксированных платежей в 2013 г. При этом, если до половины единого налога по УСН, ЕСХН или ЕНВД можно уменьшить на уплаченные страхо-

вые взносы, то для ПСН такой нормы принято не было. Все это влияет на фактическое увеличение налогового бремени на малый бизнес .

Рассмотрим динамику совокупных налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства (рис. 5).

Рисунок 5 - Динамика налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса в 2013-2017 гг., тыс. руб. по данным ФНС

у = 2480x2 - 8067^ + 244682,

где у - уровень налогового бремени;

х - временной уровень ряда налогового бремени.

На рис. 6 показана оценка динамики совокупного налогового бремени в анализируемом периоде, потенциальный его прогноз на 2017-2018 гг. и прогноз налогового бремени малого предпринимательства.

Рисунок 6 - Прогноз налогового бремени на субъекты малого бизнеса на 2017-2018 гг.

по данным ФНС

Таким образом, на основании данных рис. 6 можно сделать вывод, что налоговое бремя на малый бизнес возрастет существенно. Это, вероятно, приведет к снижению числа субъектов малого бизнеса. Подобная ситуация может быть оценена как отрицательная.

Выявленные в ходе анализа проблемы могут быть решены путем проведения грамотной политики налогообложения малого предпринимательства. Встает необходимость реформирования системы налогообложения, которое может пройти на примере зарубежных стран.

Одной из наиболее важных проблем, из числа обнаруженных, является приоритетность фискальных интересов государства над интересами малого бизнеса. Несмотря на целый ряд программ по поддержанию развития малого бизнеса в стране, налоговое бремя для них все равно непосильно. Оптимальное сочетание интересов государства и субъектов малого бизнеса является залогом эффективности проведения реформы.

Кроме этого, необходимо повышать уровень понимания предпринимателей всех нюансов налогообложения для их бизнеса. Повышение налоговой и финансовой грамотности предпринимателей даст возможность устранить ряд организационных проблем.

Таким образом, однозначность и стабильность в системе налогообложения малого бизнеса будут способствовать росту числа малых предприятий. Борьба с предоставлением незаконных льгот и с ведением хозяйственной деятельности, которая не отражается в бухгалтерском учете, должна проводиться через ужесточение контроля за движением наличных денег в легальном секторе и преодоление каналов их перехода в теневую экономику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Власенкова, В.А. Роль налогооблажения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы / В. А. Власенкова // Налоговый вестник. -2013. - №2. - С. 3 - 8.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть 2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №32.

3. Сведения о субъектах Российской Федерации, принявших законы о снижении налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения (действующие в 2017 году) // Министерство финансов РФ. [Электронный ресурс] - URL: http://minfin.ru (дата обращения 24.12.2017)

4. Хрусталева, А. А. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства / А. А. Хрусталева // Вектор экономики. - 2017. - №9(143). - С.309-313.

5. Официальный интернет-ресурс Федеральной налоговый службы [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nalog.ru

6. Щеглова, О. Г. Институциональный аспект в формировании налогового бремени / О. Г. Щеглова // Сборник трудов конференции. - 2016. - С.380-387

TAXATION OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA: STATUS AND PROSPECTS

A.A. Vaseva, student annavaseva666@gmail. com E.A. Rasumovskaya, Doctor of Economic Sciences [email protected] Ural Federal University named after B.N. Yeltsin

Normative bases of activity of subjects of small business and their taxation are presented. The main tendencies of development of small business at the present stage of the domestic economy are considered. The quantitative indicators of the taxation of small business have been analyzed and the potential increase in the tax burden on small business has been predicted. Problems in the system of taxation of small business in Russia are revealed and ways of their solution are offered.

small enterprise, taxation, simplified taxation system, unified tax on imputed income, tax

В наше время именно малый и средний бизнес является основой экономики. Поэтому государство должно поощрять данную деятельность. Со стороны складывается впечатление, что так и есть. Принимаются новые законы, упрощающие процесс налогообложения, создаются льготы, однако на практике проблемы налогообложения малого бизнеса остаются нерешенными.

Рассмотрим поступления от специальных налоговых режимов в консолидированный бюджет РФ.

Таблица 3.1 - Поступления от специальных налоговых режимов на 01.01.2016 всего по РФ

Из таблицы видно, что наибольший удельный вес поступлений имеет упрощенная система налогообложения - больше половины всех налоговых поступлений от использования специальных налоговых режимов приходится именно на неё.

Рисунок 3.1 - Поступления от специальных налоговых режимов на 01.01.2016 всего по РФ

Наименее популярными и привлекательными для налогоплательщиков являются патентная система и единый сельскохозяйственный налог. Непопулярность этих налоговых режимов можно объяснить недоработками и пробелами в законодательстве, а также недостаточной поддержкой и субсидированием данных сфер экономики .

Несмотря на принципиальные различия, все специальные налоговые режимы едины в своей цели, направленной на создание благоприятных экономических и налоговых условий для развития бизнеса. Как известно из мировой практики, малый бизнес является важнейшим элементом экономики государства. Нередко он позволяет стабилизировать социально-экономическую обстановку во время кризисов, а также способствует эффективному росту в сложных макроэкономических условиях. В России специальные налоговые режимы направлены на развитие тех сфер экономики, которые без должной поддержки не смогут нормально существовать. Во многих экономически развитых странах государство оказывает значительную поддержку малому и среднему бизнесу, так как на его долю может приходится около 50-60 % ВВП. В России же этот показатель составляет порядка лишь около 20 %. Однако, несмотря на относительно небольшой процент в экономике, малое и среднее предпринимательство имеет большие перспективы развития и, как следствие, возможность для существенного увеличения поступлений для государственного бюджета.

На основе данных Федеральной налоговой службой по состоянию на 1 января 2016 года попробуем выяснить роль специальных налоговых режимов в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета РФ.


Рисунок 3.2 - Состав налоговых поступления в консолидированный бюджет РФ по состоянию на 1 января 2016 года

Из диаграммы видно, что доля специальных режимов в общей структуре налоговых доходов невелика и составляет порядка 4 %, в то время как основная часть налоговых доходов приходится на федеральные налоги. Однако, несмотря на относительно небольшой удельный вес, налоговые режимы выполняют ряд важных функций и обеспечивают полноценный контроль за малым и средним бизнесом, а также способствуют аккумуляции денежных средств в государстве.

В секторе малого и среднего предпринимательства традиционно велики риски уклонения от уплаты налогов или намеренное занижение результатов предпринимательской деятельности. Для решения этих проблем и были введены особые налоговые режимы.

Наиболее действенным способом поддержки малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы.

Специфика малого предпринимательства определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора. По сравнению с крупными предприятиями субъекты малого предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, и, следовательно, нуждаются в содействии со стороны государства для поддержания рыночной конкуренции .

В настоящее время налоговое законодательство все совершенствуется в данном направлении. Имеет место быть несогласованность отдельных законодательных и иных нормативных правовых актов, неоднозначность толкования их положений. Одной из проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства в России, на наш взгляд, является сложность и обременительный характер системы налогообложения. Именно поэтому в целях налогового стимулирования малого предпринимательства в налоговую систему России были введены специальные налоговые режимы.

Предлагается доработать налоговое законодательство Российской Федерации, а также ужесточить формы и методы налогового контроля так, чтобы избежать ситуации расчленения крупного бизнеса на мелкие предприятия.

Предлагается расширить перечень критериев, дающих право перехода для субъектов малого предпринимательства на специальные налоговые режимы с целью развития предпринимательства в России. Ограничение возможностей при налогообложении субъектов малого и среднего бизнеса связано с исключением использования налоговых льгот.

Для плательщиков единого налога на вмененный доход предлагается в перспективе ввести налог, уплачиваемый от прибыли организации, в случае, если фактическая доходность организации будет превышать базовую доходность. Тогда организация должна будет по итогам налогового периода указывать и документально подтверждать полученный за налоговый период доход.

Для плательщиков упрощенной системы налогообложения предлагаем пересмотреть налоговое законодательство в части создания филиалов и представительств, что повлечет за собой привлечение дополнительных налоговых доходов.

В соответствии с «Основными направлениями налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов», в целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства предлагается внести в специальные налоговые режимы следующие изменения:

1) расширить перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

2) распространить право на применение 2-летних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;

3) предоставить субъектам Российской Федерации право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

4) предоставить право представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников.

Сложные процедуры регистрации, снятия с регистрации и уплаты страховых взносов физическими лицами, не имеющими работодателей и осуществляющими отдельные виды индивидуальной приносящей доход деятельности (самозанятые лица), которые не имеют наемных работников, во многих случаях приводят к тому, что такие лица не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей и не уплачивают налоги в бюджетную систему.

С целью упрощения процедур уплаты налогов такой категорией самозанятых лиц, антикризисным планом Правительства Российской Федерации предполагается предусмотреть особенности применения системы патентного налогообложения. Такая система по своему замыслу должна позволить этим лицам уплачивать налог в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательные платежи по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды по принципу «одного окна» одновременно с регистрацией в качестве самозанятых лиц (возможно, без получения статуса индивидуального предпринимателя), а также регистрироваться по упрощенной процедуре на срок, за который уплачен соответствующий платеж и без права заниматься иными видами деятельности кроме тех, за которые уплачен соответствующий платеж. Такая система специальной регистрации необходима также и для того, чтобы избежать привлечения к уголовной и административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации самозанятыми лицами.

Поэтому реализация уплаты платежей по принципу «одного окна» невозможна в условиях сохранения действующей системы взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, предполагающей уплату взносов индивидуальными предпринимателями по итогам года и в зависимости от совокупного дохода.

В целях стимулирования развития малого предпринимательства принят федеральный закон, предусматривающий предоставление субъектам Российской Федерации права устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки в размере 0 процентов, которые будут действовать в 2015 - 2018 годах.

Также субъектам Российской Федерации предоставлено право установления ограничения на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде предельного размера доходов индивидуальных предпринимателей, количества наемных работников и иных показателей, превышение которых за налоговый период является основанием для лишения права.

Л.И. Чубарева

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

В настоящее время в Украине проблемы налогообложения

предпринимательства относятся к наиболее острым в экономическом, социальном и политическом контексте. Налогообложение играет важную роль в процессе формирования благоприятного климата для развития малого бизнеса, который является важным фактором мобильности экономических процессов. Особая социально-экономическая роль малого бизнеса заключается в его способности в кризисных условиях создавать дополнительные рабочие места без какого-либо финансирования со стороны государства, расширять самозанятость населения, привлекать в легальную экономическую сферу средства, находящиеся вне банковской сферы, формировать конкурентную среду и создавать средний класс.

Актуальность проблемы

исследования данной статьи объясняется тем, что, несмотря на интерес современной экономической науки к проблемам налогообложения малого бизнеса (научные труды А. Базилюка, В.Вишневского, А.Кужель,

А.Ластовецкого, В. Ляшенко, О. Муравьева и др.), вопросы формирования оптимальной с точки зрения экономической целесообразности и стимулирования предпринимательского процесса модели налогообложения его

Целью данного исследования является анализ существующего порядка налогообложения малого бизнеса, выявление его преимуществ и недостатков и разработка рекомендаций по совершенствованию и

реформированию модели

налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Мы разделяем мнение ряда ученых о том, что существующая до сих пор в Украине общая система бухгалтерского и налогового учета отличается сложностью процедуры определения объекта налогообложения при расчете прямых налогов. Как правило, субъекты малого предпринимательства не имеют соответствующей бухгалтерской подготовки, и для них сложнее, а в некоторых случаях вообще излишне определять финансовый результат деятельности в соответствии с общими принципами расчетов. Использование малыми предприятиями общего порядка учета и отчетности приводит к увеличению затрат на содержание специалиста, ведущего учет. Это, в свою очередь, при относительно небольших оборотах реализации продукции может стать одной из причин снижения рентабельности малого бизнеса и, как следствие, сокращения интереса населения страны к занятию предпринимательской деятельностью. В

переходной экономики это

> Чубарева Людмила Ивановна - старший преподаватель. Государственный университет управления, Донецк.

субъектов остаются открытыми. условиях

небезопасно, поскольку может привести к расширению теневого сектора, росту безработицы и другим социальным проблемам. Налоговый режим для субъектов малого бизнеса должен предусматривать не снижение уровня ставок налогообложения, а упрощение системы налогообложения и порядка ее администрирования. Специальный упрощенный порядок налогообложения субъектов малого бизнеса позволит значительно упростить систему налогового учета, сократить количество налогов, чем будет способствовать положительной динамике развития субъектов предпринимательства,

особенно на его начальных стадиях.

Внедрение упрощенных методов налогообложения для различных категорий субъектов малого бизнеса произошло в 1998 г. Исторически первыми двумя методами стали фиксированный налог, введенный Законом Украины «О внесении изменений в Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 13.02.1998г., и специальный торговый патент, введенный Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 10.02.1998г.

Комплексное решение проблемы упрощения процедур налогообложения, учета и отчетности было предложено в Указе Президента Украины от 3 июля 1998 г. №727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого

предпринимательства» и в

усовершенствованном его варианте -Указе Президента Украины от 28.06.1999г. №746 «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 г. №727». Этими документами предусмотрена уплата единого налога субъектами малого

предпринимательства - юридическими и физическими лицами. При этом субъекты малого бизнеса, выбравшие такой способ налогообложения, освобождаются от уплаты некоторых налогов и сборов (налога на прибыль, платы за землю, налога на доходы физических лиц - для физических лиц-субъектов

предпринимательства, сборов в пенсионный фонд и на государственное социальное страхование, налога на добавленную стоимость - при выборе ставки 10%, и др.) .

Наглядное представление об основных особенностях и сфере применения каждого из методов упрощенного налогообложения дает табл. 1.

Основной целью применения методов упрощенного налогообложения, учета и отчетности является дерегулирование в области налогового учета и отчетности, отличающихся чрезмерными объемами и сложностью. Каждый из методов направлен на создание более простых и прозрачных процедур взимания налогов, уменьшение чрезмерного налогового

администрирования. Это не льготный режим налогообложения в обычном понимании, поскольку для большинства налогоплательщиков, пользующихся упрощенными методами, объем налоговых обязательств не уменьшился, а произошло упрощение процедур и уменьшение объема учета и отчетности.

Благодаря упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, которая стала спасением для малого бизнеса, его сфера количественно росла в среднем на 14% ежегодно . К началу 2003 г. в Украине действовало 2660 тыс. субъектов малого бизнеса, количество занятых в этой сфере (с учетом физических и юридических лиц) составило 4,3 млн. человек. За период с

1992 по 2002 г. численность субъектов малого бизнеса увеличилась почти в 10 раз, количество занятых в этом секторе экономики возросло в 3 раза, число малых предприятий в расчете на 10 тыс. населения выросло почти в 4 раза.

Вид налогового режима Плательщики Уровень ставок налогообложения Особенности налогового учета

Фиксиров анный налог Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, если: количество лиц, которые состоят в трудовых отношениях с таким гражданином -плательщиком налога, включая членов его семьи, не превышает пяти человек; валовой доход такого гражданина от самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности или с использованием наемного труда за последние 12 календарных месяцев не превышает 7000 необлагаемых минимумов доходов граждан; гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров и предоставлению сопутствующих такой продаже услуг на рынках и является плательщиком рыночного сбора Размер ставок определяется органами местной власти в пределах от 20 до 100 грн. в месяц (за каждого наемного работника уплачивается дополнительно 50% установленной суммы) Обязательны й учет не ведется. Оплата производится путем приобретени я патента

Специальный торговый патент Субъекты предпринимательской деятельности (физические и юридические лица), которые занимаются торговлей и предоставлением услуг и чья деятельность предусматривает приобретение торгового патента. Применяется в порядке эксперимента на отдельных территориях Размер не ограничен и определяется органами местного самоуправлени я Не ведется обязательны й учет для плательщико в - физических лиц. Не применяется ЭККА

Единый налог Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года пребывает не более 10 лиц и объем выручки от реализации продукции которых за год не превышает 500 тыс. грн. Размер определяется органами местного самоуправлени я в пределах от 20 до 200 грн. в месяц и зависит от вида деятельности Учет ведется по упрощенной форме (по упрощенной книге учета). Не применяется ЭККА

Юридические лица - субъекты предпринимательства любой организационно-правовой формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 чел. и объем выручки которых от реализации продукции за год не превышает 1 млн. грн. 6% от объема реализации (при уплате НДС в общем порядке); 10% от объема реализации (при включении НДС в состав единого налога) Ведется упрощенный учет

Наиболее распространенным среди альтернативных способов

налогообложения субъектов малого бизнеса является уплата единого налога. С момента введения в действие такой режим налогообложения позволил достичь определенных положительных результатов в реализации его фискальной функции. Данные о поступлении в бюджет платежей от плательщиков единого налога свидетельствуют, что ни один из налогов не имеет таких стремительных темпов роста. С 1999 по 2002 г. количество плательщиков единого налога в Украине увеличилось почти в 6 раз, а поступления в бюджет выросли в 12 раз .

В 2002 г. от субъектов малого бизнеса, использующих упрощенные режимы налогообложения, в сводный бюджет поступило 1,8 млрд. грн. При этом темпы роста налоговых поступлений от субъектов упрощенного налогообложения составили в 2002 г. 33,4% и превысили аналогичные показатели за этот период субъектов предпринимательства, работающих по общей системе налогообложения, составив 22,6%.

В 2002 г. численность плательщиков единого налога возросла как среди физических, так и среди юридических лиц: на 24 и 26% соответственно. При этом в сравнении с 2001 г. наблюдался рост налоговых поступлений в расчете на одного плательщика единого налога:

физическое лицо - на 15%, юридическое - на 7% .

Говоря об экономических результатах применения упрощенных методов налогообложения для субъектов малого бизнеса, нельзя не остановиться на социальных достижениях, которые кроются за количественными

показателями эффективности их функционирования. Можно говорить о том, что та масса предпринимателей, воспользовавшихся специальными

режимами налогообложения, в условиях

экономического кризиса не пополнила ряды безработных, а смогла самостоятельно найти свое место в жизни, способы существования для себя и своих семей. При этом эти предприниматели создавали новые рабочие места, платили заработную плату наемным работникам, не получая на эти цели бюджетные средства, а наоборот, пополняя доходы бюджета за счет единого налога, специального патента и фиксированного налога. Это также имело опосредованный экономический результат, поскольку средства бюджета не расходовались на заработную плату или социальную помощь.

Однако наряду с существенным позитивным влиянием специальных режимов налогообложения на развитие предпринимательства и формирование доходов бюджета, тенденциями роста и субъектов малого бизнеса, и налоговых поступлений отмечен целый ряд негативных моментов в практике применения методов упрощенного налогообложения. Получили широкое распространение схемы уклонения от налогообложения с использованием методов упрощенного налогообложения или участием плательщиков единого или фиксированного налогов. В процессе применения различных упрощенных методов выявились определенные противоречия и двоякое толкование формулировок положений

законодательных актов,

регламентирующих соответствующие методы.

Тем не менее существенный экономический и социальный эффект функционирования упрощенной

системы налогообложения доказывает целесообразность ее дальнейшего применения и развития в практике налогообложения субъектов малого бизнеса, а злоупотребления и недостатки, выявленные в процессе применения этого специального режима налогообложения, вызывают

необходимость его усовершенствования и реформирования. Противоречия и сложности, связанные с наличием многообразия методов упрощенного налогообложения, диктуют

необходимость разработки единой модели упрощенного налогообложения субъектов малого бизнеса, построенной с учетом иерархии плательщиков и существующих организационно-

правовых форм малого бизнеса.

Концептуальным документом в области реформирования налоговой системы в целом и упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в отдельности должен стать Налоговый кодекс Украины. Однако в существующем на сегодняшний день проекте Налогового кодекса Украины не предусматривается дальнейшее развитие упрощенной системы налогообложения учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. Такой вывод можно сделать исходя из положений этого документа, регламентирующих порядок уплаты единого налога. Так, из состава платежей, входящих в настоящее время в состав единого налога, предполагается исключить налог на добавленную стоимость, отчисления в Пенсионный фонд Украины, Государственный фонд содействия занятости населения, сборы на обязательное социальное страхование. Уплата этих платежей должна будет осуществляться отдельно по общим ставкам с предоставлением в соответствующие контролирующие органы обязательной отчетности .

Такая реформа упрощенной системы может оказать негативное и тормозящее воздействие на развитие малого бизнеса, который только начал формироваться. Предусматриваемый порядок налогообложения неизбежно приведет к росту налоговой нагрузки, усложнению налоговой отчетности, увеличению степени вмешательства разнообразных контролирующих

органов в деятельность субъектов предпринимательства - физических и

юридических лиц - представителей малого бизнеса. Результатом таких преобразований станет уменьшение количества субъектов малого бизнеса в связи с прекращением их деятельности или переходом на нелегальное положение.

Подобные явления происходят в среде малого бизнеса в настоящее время. Так, после введения в действие ряда законов в сфере общеобязательного государственного социального

страхования возникло двойное налогообложение субъектов малого бизнеса, которые работают в условиях специальных режимов, в части уплаты ими взносов в государственные целевые фонды. Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»

предусматривает для субъектов предпринимательства, работающих по упрощенным режимам

налогообложения, выведение

пенсионных платежей из состава единого и фиксированного налогов и уплату взносов на общих основаниях с 1 января 2005 г. Такой подход ликвидирует мотивацию к

использованию упрощенной системы налогообложения и разрушает саму систему.

Вопрос сохранения и

совершенствования упрощенной

системы налогообложения субъектов малого бизнеса может быть решен путем ее правового закрепления на уровне законодательного акта высшей юридической силы. Проект такого закона, определяющий основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого бизнеса как части общей системы налогообложения, уже находится на рассмотрении в Верховной Раде Украины. Предложенная в нем комплексная модель упрощенной системы налогообложения объединяет элементы опробованных специальных режимов налогообложения:

фиксированного налога, специального

патента и единого налога.

С учетом положительного опыта применения отдельных методов упрощенного налогообложения и анализа всех негативных моментов такой практики основными

требованиями, которым должна отвечать упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, являются:

использование упрощенного

Таблица 2. Модель упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства

Уровень системы Субъект упрощенной системы Форма и размер ставки упрощенного налогообложения Особенности ведения учета

Низший Самозанятые физические лица - субъекты предпринимательства, не использующие труд наемных работников и осуществляющие деятельность в сфере торговли или предоставления платных услуг населению Патентная форма, предусматривающая ежемесячную уплату фиксированной суммы, которая устанавливается местными советами в пределах от 0,2 до 1,5 минимальных заработных плат Учет фактически отсутствует

Средний Физические и юридические лица - субъекты малого бизнеса, объем выручки от реализации продукции которых не превышает 10000 минимальных заработных плат Патентная форма, предусматривающая ежемесячную уплату фиксированной суммы, которая устанавливается местными советами по месту размещения торговой точки или предоставлению услуг Упрощенный учет, подтверждающ ий соответствие субъекта критериям объема реализации

Высший Физические и юридические лица - субъекты малого бизнеса, объем выручки от реализации продукции которых колеблется в пределах от 10000 до 20000 минимальных заработных плат Процентная форма, предусматривающая уплату налога по ставке, установленной в процентах к объему реализации продукции Обязательное ведение учета по упрощенной форме

При определении размеров ставок и объективные тенденции развития налога целесообразно учесть изменения, предпринимательства. Введение в которые произошли в законодательстве, действие Законов Украины «Об

невозможность его использования крупным бизнесом в качестве способа минимизации налоговых обязательств.

Комплексная модель имеет три уровня, каждому из которых соответствует отдельная категория субъекта предпринимательства,

обладающая определенными

качественными и количественными характеристиками. Уровни модели отличаются не только категориями плательщиков, но и формами налогообложения (см. табл. 2).

общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О налогообложении доходов физических лиц» вызывает необходимость приведения в соответствие вопросов налогообложения субъектов

упрощенной системы и их пенсионного и социального обеспечения. Для того, чтобы реформа заработной платы и пенсионного обеспечения в сфере малого бизнеса заработала на практике, субъекты упрощенной системы налогообложения могут принимать участие в обязательном социальном и пенсионном страховании путем уплаты отдельного единого социального взноса, порядок исчисления и уплаты которого должен быть регламентирован специальным законодательным актом. Для предотвращения двойного налогообложения размеры ставок единого налога должны устанавливаться с учетом таких социальных взносов.

Предлагаемая единая модель упрощенной системы налогообложения для субъектов малого бизнеса обеспечивает равенство

организационно-правовых форм

предпринимательства, предполагает возможность последовательного

перехода от одного уровня системы к другому при изменении показателей соответствия, создает объективные условия, при которых уровень налоговой нагрузки четко отвечает возможностям субъекта хозяйствования уплатить налоги. При этом сохраняется мотивация предпринимателей к легализации деятельности и мотивация местных органов власти к созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса.

Литература

1.Вишневський В.П. До питання про щею единого податку // Фшанси Украши. - 2000. - №7. - С.11-17.

2.Базилюк А.В. Фiнансовi важелi розвитку малого бiзнесу в Укра"ж // Актуальш проблеми економiки. - 2002.

- №8. - С.17-22.

3. Неузаконена преференцiя // Пiдприемництво в Украш1 - 2003. - №7.

4. Статистика як аргумент // Пщприемництво в Украш1 - 2003. - №8.

5. Про спрощену систему оподаткування, облiку та звiтностi суб"еклв малого пiдприемництва: Указ Президента Украши вщ 28.06.1999р. №746 «Про внесення змш в Указ Президента Украши вщ 03.07.1998 р. №727» // Урядовий кур"ер. - 1999. - 13 лип.

6. Податковий кодекс Украши. Проект (трете читання) // www.rada.kiev.ua.

7. Ластовецький А. Оподаткування як шструмент оргашзацшно-правового регулювання тдприемництва // Право Украши. - 2004. - №9. - С.77-81.

8. Ляшенко В.И., Хахулин В.В. Экономико-правовое обеспечение развития субъектов малого предпринимательства (зарубежный опыт и перспективы его использования в Украине): Монография. - Донецк: ИЭП НАН Украины, Юго-Восток, 2001. -455с.

Рекомендации «круглого стола» на тему: «Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы»

Комитет Совета Федерации по бюджету провел 16 октября 2008 года в г. Костроме «круглый стол» на тему «Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы».

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители Счетной палаты Российской Федерации, представители ряда федеральных органов исполнительной власти, представители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также научных и предпринимательских кругов.

Обсудив вопросы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, участники«круглого стола» отмечают следующее.

В настоящее время развитию малого предпринимательства в Российской Федерации придается большое значение. В налоговом законодательстве Российской Федерации предусмотрено применение специальных мер налогового регулирования, представляющих собой особый порядок исчисления и уплаты налогов, в виде специальных налоговых режимов. Специальное налогообложение является важной составляющей налоговой системы России.

Необходимость применения специальных налоговых режимов в отношении субъектов малого бизнеса обусловлена тем, что при взимании налогов и сборов необходимо учитывать различия в экономическом статусе налогоплательщиков и их деятельности.

В настоящее время действуют следующие специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства: единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенная система налогообложения и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

В последние годы был принят ряд федеральных законов, направленных на совершенствование специальных налоговых режимов, что позволило устранить недостатки, выявленные в ходе правоприменительной практики, уточнить либо изменить некоторые понятия, несколько сократить объем отчетности для субъектов малого предпринимательства, и ввести дополнительные меры по либерализации налогового законодательства, регулирующего применение специальных налоговых режимов.

Однако этого явно недостаточно для обеспечения условий активного развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации указывается на необходимость «совершенствовать порядок применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства в целях дальнейшего улучшения налоговых условий их деятельности, одновременно предотвращая возможные злоупотребления и неправомерное использование налоговых преференций».

Участники «круглого стола» отмечают отставание налогового законодательства от практических проблем, связанных с деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, несогласованность отдельных законодательных и иных нормативных правовых актов, возможность неоднозначного толкования их положений, а также наличие пробелов правового регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства.

В отношении единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) можно выделить следующие проблемы.

В настоящее время в большинстве регионов территориальные управления ФНС России не имеют полной картины о состоянии дел с поступлением ЕНВД в разрезе различных видов деятельности. В большинстве управлений ФНС России работа по оценке эффективности определения размеров базовой доходности и корректирующих коэффициентов сводится к выборочной оценке размеров налоговых обязательств налогоплательщиков до и после установления ЕНВД для отдельных видов деятельности, не учитывая при этом причин и последствий перехода на ЕНВД (изменения организационно-правовых форм налогоплательщиков, направлений, форм и масштабов деятельности и т.п.).

Для ЕНВД характерно отсутствие механизма объективного обоснования размеров базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, подлежащим налогообложению ЕНВД, и ее корректировки. Практически не получили своего использования методы экспертной оценки величины дохода налогоплательщиков от деятельности, подпадающей под ЕНВД, а также методы обследования финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, методы экономико-математического моделирования финансового результата налогоплательщиков.

В связи с принятием Федерального закона от 17 мая 2007 года №85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», складывается ситуация с чрезмерным увеличением с 1 января 2008 года налоговой нагрузки по ЕНВД для отдельных категорий налогоплательщиков, что приводит к их фактической неспособности исполнять свои налоговые обязательства. Это касается двух категорий налогоплательщиков.

Во-первых, это налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров. Для них теперь при расчете ЕНВД используется физический показатель «площадь торгового места (в квадратных метрах)» с базовой доходностью 1800 рублей в месяц за каждый используемый в данной предпринимательской деятельности квадратный метр. Однако если общая площадь торгового места менее 5 квадратных метров, базовая доходность не меняется и составляет 9000 рублей в расчете на торговое место. Данная дифференциация базовой доходности не представляется экономически обоснованной.

Во-вторых, это налогоплательщики, оказывающие автотранспортные услуги по перевозке пассажиров. Для них теперь применяется физический показатель «количество посадочных мест» вместо действующего ранее показателя базовой доходности «количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров».

Установление значений корректирующих коэффициентов базовой доходности К2 на уровне муниципальных образований негативно сказывается на объективности этих значений. В результате использования разных методик расчета коэффициента К2 их уровни существенно различаются в муниципальных образованиях даже внутри одного субъекта Российской Федерации.

Проведенный анализ действующих в 2007 и 2008 годах нормативных правовых актов о применении ЕНВД на территориях муниципальных районов показал, что значения коэффициентов К2 не всегда своевременно корректируются с целью учета условий осуществления деятельности, а в некоторых случаях многократно повышаются.

Актуальной остается проблема, связанная с обязательностью применения контрольно-кассовой техники плательщиками ЕНВД. Это создает дополнительные барьеры при организации собственного дела и осуществлении предпринимательской деятельности, связанные с расходами на приобретение контрольно-кассовой техники, ее регистрацией, физическим содержанием и необходимостью технического обслуживания в специализированных центрах. Следует отметить, что и кассовый, и товарный чек имеют равноценное значение при реализации и защите потребителем своих прав, т.е. отмена обязательности применения контрольно-кассовой техники не ухудшит права потребителя.

В настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Данным законопроектом предусматривается освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности, от обязанности применения контрольно-кассовой техники. Указанный законопроект был принят в первом чтении еще в 2007 году.

В отношении упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) все еще актуальной остается проблема возможности уклонения от налогообложения недобросовестных налогоплательщиков путем дробления крупных предприятий и применения вновь образованными юридическими лицами УСН. Это требует разработки механизма, препятствующего дроблению крупных налогоплательщиков, что позволит избежать ситуации, когда вновь образованные в результате дробления предприятия переходят на УСН и, таким образом, минимизируют свои налоговые платежи.

Поступления от оплаты стоимости патентов при применении УСН зачисляются в размере 90% в бюджеты субъектов Российской Федерации, в то время как поступления от ЕНВД поступают в размере 90% в бюджеты муниципальных образований. При этом данные режимы налогообложения являются практически идентичными с точки зрения видов осуществляемой деятельности, подпадающих под налогообложение, и особенностей налогообложения. Соответственно, было бы более логичным поступления от оплаты стоимости патентов зачислять в основном в бюджеты муниципальных образований, что явилось бы мощным стимулом для усиления активности органов местного самоуправления по обеспечению условий развития субъектов малого предпринимательства.

В области применения единого сельскохозяйственного налога (далее – ЕСХН) требует своего решения ряд проблем, которые препятствуют широкому распространению данной системы налогообложения. К ним относятся необходимость ведения особого учета доходов и расходов, более сложный расчет налогооблагаемой базы. Кроме того, при применении ЕСХН имеются возможности для сокрытия налогоплательщиками получаемых доходов, занижения налогооблагаемой базы, что приводит к недопоступлению доходов в бюджет.

Участники «круглого стола» обращают внимание на отсутствие корреляции определений субъектов налогообложения (микропредприятие, малое предприятие, среднее предприятие), введенных Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и определений субъектов налогообложения, используемых при применении специальных налоговых режимов в части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Отсутствие обязанности плательщиков ЕНВД, ЕСХН и при применении УСН платить налог на добавленную стоимость (далее – НДС) приводит к потере покупателей – плательщиков этого налога. При реализации товаров (работ, услуг) покупателю налогоплательщик не имеет право выделять в счетах-фактурах суммы НДС, а покупатели, соответственно, не могут предъявить эти суммы налога к возмещению. Поэтому крупные заказчики – плательщики НДС отказываются работать с субъектами, применяющими специальные налоговые режимы, и, чтобы не потерять конкурентоспособность, им приходится снижать стоимость товаров на сумму НДС. Как показывает практика, такая ситуация во многих случаях препятствует переходу на УСН либо провоцирует переход с УСН на традиционное налогообложение.

Участники «круглого стола» считают необходимым совершенствование налогового администрирования в целях повышения эффективности применяемых специальных налоговых режимов. В частности, в настоящее время практически отсутствует механизм налогообложения иностранных граждан, не имеющих постоянного места жительства в России и прибывших с целью осуществления предпринимательской деятельности (особенно в сферах розничной торговли и строительстве).

Использование оптимальных механизмов налогового администрирования будет способствовать сужению возможностей для уклонения от налогообложения недобросовестных субъектов малого предпринимательства путем:

– усиления контроля за движением наличных денежных средств в легальном секторе и перекрытия каналов их оттока в теневой сектор через торговлю, оказание услуг за наличный расчет, что требует повышения эффективности проверок соблюдения правил торговли и оказания услуг общественного питания и бытового обслуживания населения;

– обеспечения взаимодействия структурных подразделений органов местного самоуправления, федеральных структур и территориальных органов власти, руководителей предприятий и организаций для достижения наиболее полного взыскания налогов на совокупный доход.

Однако у данной проблемы есть и оборотная сторона, а именно, наличие многочисленных фактов осуществления неправомерных действий налоговыми органами. Таким образом, указанная проблема требует всестороннего рассмотрения и выработки оптимального решения путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты. В частности, представляется возможным внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, устанавливающих меры ответственности, применяемые к должностным лицам налоговых органов, злоупотребляющим своим служебным положением. Вместе с тем в Основных направлениях налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов отмечается, что «совершенствование налогового администрирования основывается не только на законодательстве, но и требует изменения культуры и идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками».

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важных факторов, определяющих доходный потенциал субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Этому в значительной степени должна способствовать и действующая налоговая система, создающая благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего бизнеса.

Данные Федерального казначейства Российской Федерации свидетельствуют о все еще невысокой доле поступлений налогов на совокупный доход в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации.

Так, по данным на 1 августа 2008 года, поступления от ЕНВД составили около 1,95% от общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, налога, взимаемого в связи с применением УСН, - около 1,1%, а поступления от ЕСХН - 0,05%. При этом за последние три года наблюдается рост объемов поступлений налогов на совокупный доход, а также удельного веса указанных налогов в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Рост объемов поступлений связан во многом с ростом численности субъектов малого предпринимательства, уплачивающих налоги на совокупный доход. Вместе с тем в соответствии с принятым Федеральным законом от 22 июля 2008 года №155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», к росту поступлений ЕНВД в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации приведет изменение порядка расчета коэффициента К1.

Таким образом, актуальной целью всех действий, определяющих конфигурацию налоговой политики в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, является установление баланса между стимулирующей и фискальной функциями применения специальных налоговых режимов.

Учитывая изложенное, в целях совершенствования механизмов налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, участники «круглого стола» рекомендуют :

1. Правительству Российской Федерации:

1.1. Установить сроки опубликования значений коэффициентов-дефляторов К1 на следующий год ежегодно не позднее 1 октября, что позволит субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления более эффективно осуществлять прогнозирование поступлений доходов в бюджет в будущем периоде;

1.2. Рассмотреть вопрос о закреплении 90% поступлений от оплаты стоимости патентов при применении УСН за бюджетами муниципальных районов, поселений (в равных пропорциях) и городских округов;

1.3. Рассмотреть возможность введения специального налогового режима для предприятий, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, с целью обеспечения ускоренных темпов развития указанных предприятий путем использования стимулирующего потенциала специального режима налогообложения;

1.4. Продолжить работу с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов муниципальных образований по совершенствованию форм статистической и налоговой отчетности в разрезе муниципальных образований по субъектам среднего и малого бизнеса, их составу, численности, видам деятельности, объемам поступлений налогов, условиям осуществления деятельности;

1.5. Принять меры по совершенствованию процедур налогового администрирования в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;

1.6. Рассмотреть вопрос о сохранении для субъектов малого предпринимательства ныне действующей процедуры урегулирования налоговых споров, которая заключается в том, что налогоплательщик самостоятельно определяет способы защиты своих интересов (обжалование в вышестоящем налоговом органе и (или) обращение в суд);

1.7. Совершенствовать механизмы медицинского и социального страхования налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, которые освобождены от уплаты единого социального налога;

1.8. Упростить порядок применения контрольно-кассовой техники субъектами малого предпринимательства-плательщиками ЕНВД с целью снижения их необоснованных затрат;

1.9. Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, направленного на совершенствование специальных режимов налогообложения, в котором необходимо:

Дать определения субъектов малого предпринимательства, соответствующие понятиям, введенным Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», что позволит разграничить налогоплательщиков исходя из масштабов их бизнеса и дифференцировать получаемые ими налоговые преференции. Это даст возможность в будущем ввести прогрессивную шкалу налогообложения на основе дифференцированных ставок в зависимости от размера субъекта налогообложения;

В целях усиления социальной функции ЕСХН разрешить плательщикам данного налога при исчислении налоговой базы учитывать расходы на содержание жилищно-коммунальных объектов, объектов социально-культурной сферы, объектов лесного и дорожного хозяйства;

В целях реализации регулирующей функции ЕСХН предусмотреть нормы, стимулирующие наукоемкую и инновационную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленную в первую очередь на развитие селекционной работы, применение методов биотехнологии;

Исключить унитарные предприятия из состава плательщиков налога, взимаемого в связи с применением УСН;

В целях совершенствования применения УСН на основе патента разработать методику определения размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому виду предпринимательской деятельности на федеральном уровне. Местную специфику осуществления предпринимательской деятельности учитывать с помощью системы коэффициентов (по аналогии с ЕНВД для отдельных видов деятельности);

Устранить противоречия, имеющиеся в законодательстве, в отношении возможности привлечения предпринимателями наемных работников при применении УСН на основе патента;

Предусмотреть увеличение базовой доходности по виду деятельности «оказание услуг по временному размещению и проживанию» с 1000 до 1500 рублей в месяц за каждый квадратный метр общей площади помещения для временного размещения и проживания при применении ЕНВД;

Установить порядок определения базовой доходности при расчете подлежащего уплате ЕНВД по видам деятельности (на основании отраслевых исследований не реже одного раза в пять лет) с целью более точной и адекватной современным условиям ее корректировки;

Рассмотреть возможности использования коэффициента К2 либо введения коэффициента К3 при расчете ЕНВД в целях стимулирования повышения заработной платы наемных работников и ее легализации. Так, например, понижающий коэффициент К3 будут иметь возможность применять налогоплательщики, которые устанавливают своим наемным работникам заработную плату на уровне равном или выше прожиточного минимума в регионе.

2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

Ускорить рассмотрение проекта федерального закона №471693-4 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», предусматривающего освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, от обязанности применения контрольно-кассовой техники.

3. Комитету Совета Федерации по бюджету:

Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, направленного на совершенствование налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства;

Обобщить внесенные участниками «круглого стола» предложения и использовать их в работе.

Председатель Комитета Е.В. Бушмин