Влияние количества прописанных человек на размер оплаты коммунальных платежей. О понятии «проживающий» в жилом помещении при расчете коммунальных платежей за услуги ЖКХ Закон о количестве проживающих в квартире

Вопрос о том, сколько квадратных метров положено на одного человека, становится определяющим во многих ситуациях.

Когда нужен расчёт жилой нормы? Как она определяется?

Есть несколько случаев, когда обязательно учитывают норму по жилой площади.

  1. При необходимости подтверждения права нанимателя на то, чтобы получить дополнительную площадь.
  2. Когда .
  3. Переселение нанимателя во время проведения капитального ремонта в здании.
  4. Проводится раздел объекта недвижимого имущества.
  5. Нанимателя выселяют.
  6. Нужно начислить плату за жилплощадь.

В Жилищном Кодексе РФ есть статья 50, которая и посвящена данному вопросу. В этом тексте пишется о том, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Показатель сохраняет различный уровень в разных регионах и субъектах. В субъектах РФ ответственность за установку индивидуальных норм ложится на плечи местных органов власти. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления , установленной данным органом.

Федеральные стандарты норм

На уровне федерального законодательства правила определяются следующим образом.

6 квадратных метров на одного человека – норма для жилой площади, согласно правилам санитарного типа.

Социальные нормы общей площади рассчитываются следующим образом:

  1. Если есть один жилец, проживающий одиноко – ему выделяют площадь, равную 33 квадратам .
  2. 42 квадрата – необходимый минимум для двух человек.
  3. Если семья состоит из трёх человек, то каждый из них должен получить не менее 18 квадратов . Но они в любом случае должны получить не менее 16 квадратов в своё распоряжение .

Что такое социальная норма? Как она рассчитывается?

Социальная норма – это минимум необходимого жилья, который надо выделить населению, когда между ним распределяется жилой фонд.

Социальные нормы отображают, сколько минимального пространства необходимо человеку для комфортного проживания. Это главный ориентир тем, кто отвечает за выделение жилищных субсидий, жилья по другим программам.

Норма привязывается к нескольким факторам, включающим:

  • Информацию о том, к каким разновидностям относятся помещения для проживания.
  • Данные по обеспечению населения жильём, с учётом особенностей конкретного региона
  • Информацию о том, сколько людей составляет семью.

Подробнее о правилах расчёта

Классические нормы: по 18 квадратов на одного гражданина, по 42 метра на семью из двух человек, 33 квадрата для тех, кто живёт один . И заключает . Один человек по норме должен получить не менее 12 квадратов . Но это актуально только для тех, кто признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Такими признаются граждане, которые проживают в квартирах, не соответствующих действующим нормам. Норму устанавливают муниципалитеты. Они обязательно учитывают фактическое состояние, текущую структуру жилого фонда. То же самое касается количество помещений, которые можно включить в жилой фонд для его увеличения.

Об учётной норме жилья

Определяется местными органами власти. Расчёт данной нормы требует рассмотрения множества факторов:

  • Демографический и социальный состав семей, состоящих на учёте.
  • Особенности самого жилого фонда.
  • Обеспеченность населения жильём в том или ином конкретном регионе.
  • И так далее.

В каждом регионе эта норма имеет определённый размер , который определяется индивидуально. Учётная норма может быть изменена для конкретных групп граждан, включая . Но уменьшение или увеличение учётной нормы происходит только на основании Федерального акта. Важными документами для этого становятся законы самих субъектов, либо указы Президента РФ.

Учётная норма нужна, чтобы понять, требуется ли улучшить жилищные условия конкретным гражданам. При этом во внимание принимают не только территорию жилых комнат, но и так называемых мест общего пользования.

Норма для членов семьи военнослужащих – 18 квадратных метров на человека. На практике, жилищные нормы для данной категории граждан часто увеличивают.

Социальная норма по жилой помощи используется, когда определяют, способны ли граждане сами оплачивать ЖКХ, или им требуется поддержка. В общежитии на одного человека норма может быть уменьшена в зависимости от решения муниципалитета.

Выселение за – крайняя мера, которая применяется к тем, кто живёт в квартире или доме по договору социального найма. Выселяют обязательно в жильё с меньшей площадью. Здесь используются те же нормы, что и при работе с общежитиями – то есть, например, 6 квадратных метров на человека.

При переселении из аварийного жилья нормы составляют 6 квадратов на человека, если у муниципального фонда не хватает средств для предоставления всех условий. В других случаях переселенцы могут рассчитывать минимум на десять квадратных метров.

На те же нормативы, не меньше, могут рассчитывать те, чьё жильё изымается в пользу государственных и муниципальных фондов.

Что ещё следует учесть?

За последние несколько лет эта сфера в законодательстве РФ практически не претерпела перемен. Если нормы и становятся другими, то только в пределах конкретного региона, сумма изменений редко бывает большой. Но чаще всего даже другие города повторяют те же правила, что действуют и в Москве.

Нормирование жилой площади началось у нас со времён СССР. И многие нормы, действовавшие в то время, применимы к практике до сих пор. Даже после изменений они просто переносятся в новые документы. Меняются лишь органы государственной власти, ответственные за редактуру в том или ином случае.

Стоит учитывать то, что некоторые категории граждан имеют право получить компенсацию. Например, если они и члены их семьи пострадали во время аварии на Чернобыльской станции. Компенсация особенно актуальна для тех, кого интересует возможность . Такое право есть и у ветеранов труда, которые на постоянной основе проживают в жилищном фонде. Вне зависимости от того, какую форму собственности они оформляют на тот или иной объект.

Многие граждане могут самостоятельно улучшать свои жилищные условия. Но для некоторых актуальной остаётся и государственная поддержка. Если есть возможность получить жильё на льготных условиях – почему бы ей не воспользоваться?

Сколько метров полагается на одного человека? Консультация адвоката на видео

Помимо ответа а вопрос о количестве метров адвокат Оксана Касьянова отвечает и на другие смежные вопросы.

Каждый собственник, регистрирующий у себя жильца, должен знать, на что влияет количество фактически прописанных человек при оплате ЖКХ. Потому как в некоторых ситуациях именно число проживающих граждан формирует сумму коммунальных услуг. Следовательно, если зарегистрировать у себя еще одного человека, то тогда потребуется больше средств отдавать в месяц. Также придется подумать и о других важных моментах, которые касаются данного вопроса. Например, узнать, надо ли уплачивать коммуналку тем, кто прописан, но не проживает в квартире. Рассмотрим наиболее значимые темы, относящиеся к жилищно-коммунальным услугам.

За что придется платить

К жилищно-коммунальным услугам можно отнести различные удобства, которые предоставляются для жителей квартир и частных домов. Однако далеко не все ЖКХ должны будут больше оплачиваться из-за появления нового жильца. Отметим, что существует зависимости от количества зарегистрированных по адресу человек. Поэтому сумма за коммуналку способна стать ощутимо больше, если прописать у себя еще одного гражданина.

Для государства будет не важно, действительно ли человек проживает по конкретному адресу. Он может только числиться за ним, при этом находиться будет в другой квартире или даже в ином городе. Но оплата коммунальных услуг все равно будет начисляться на него, и платить придется либо ему самому, либо владельцу недвижимости.

Совсем другой оказывается ситуация, когда у граждан стоят счетчики, фиксирующие затраченный объем коммунальных услуг. В этой ситуации потребуется отдавать средства за то, что действительно было использовано. От количества прописанных людей будет зависеть то, какой объем тратится. Ведь если появится еще один человек, то ему тоже нужно будет использовать воду, электричество и газ.

При этом коммунальные платежи увеличатся только по следующим услугам:

  1. Электроэнергия.
  2. Горячая и холодная вода.
  3. Вывоз бытовых отходов.

Вполне логично, что от количества прописанных будет зависеть то, насколько много потребляется той же электроэнергии и других вещей. Поэтому, если не стоит счетчик, то тогда расчет будет производиться следующим образом. Для каждого региона есть свои показатели, которые применяются к людям. Можно будет узнать, сколько требуется платить в месяц за одного человека, а потом умножить данный показатель на количество прописанных в квартире.

Когда стоит счетчик, то тогда людям потребуется оплачивать ровно столько, сколько они действительно израсходовали. Так выходит более честно, и нередко приходится значительно меньше платить, чем в первом случае. Поэтому, если есть возможность поставить счетчик, то ей стоит непременно воспользоваться.

К слову, за отопление и содержание дома не придется доплачивать за нового человека. Потому как там идет расчет в зависимости от площади недвижимости. Ведь отопление подается одинаково как для квартиры, где прописан один человек, так и для жилища с несколькими жильцами.

Доля для каждого

Разобравшись с вопросом, какие коммунальные услуги оплачиваются по количеству прописанных граждан, следует разобраться с долей каждого жильца. Нередко, если в квартире проживает семья, не делят платеж. Потому как, допустим, за услуги платит супруг, а его жена и дети не выделяют деньги. Однако бывает необходимость, чтобы все, кто прописаны, за себя отдавали денежные средства.

Как уже говорилось, если не стоят счетчики, то тогда на каждого зарегистрированного выделяется сумма, положенная по нормативам в конкретном регионе. Можно лично узнать, какой именно используется показатель, чтобы обязать к уплате своей коммуналки. Естественно, подобное возможно только для платежеспособных личностей, ведь, допустим, ребенок не сможет отдавать за себя денежные средства.

Отдельно нужно рассмотреть ситуацию со счетчиком, когда от количества зарегистрированных меняется объем использованных ресурсов. Тогда уже будет сложнее рассчитать, сколько на самом деле должен платить один человек.

Важно! Проще всего будет взять общую сумму и поделить на количество зарегистрированных личностей. Но тогда можно будет только примерно сказать, кто и сколько средств обязан отдавать.

Нередки оказываются ситуации, когда кто-то экономит на ЖКХ и старается использовать по минимуму, а другие жильцы, наоборот, не следят за потреблением ресурсов. Естественно, оказывается не выгодно платить поровну. Но при этом достаточно сложно будет посчитать, сколько, по факту, расходует каждый житель квартиры. Можно разве что попробовать лично договориться о том, чтобы кто-то платил меньше, а кто-то больше.

Кто будет оплачивать

Мы уже определились, как от количества прописанных людей зависят коммунальные счета. Однако актуальным остается вопрос, кто именно должен будет оплачивать. Как известно, если своевременно не перечислять денежные средства, то тогда это приведет к отключению коммунальных услуг. Поэтому важно в положенные сроки осуществлять платежи, и обязанность лежит на одном человеке.

Как известно, каждый поставщик ресурсов заключает договор либо с жилищной конторой, либо с квартиросъемщиком. И тогда все счета будут приходить исключительно собственнику недвижимости, а не тем людям, которых он решил зарегистрировать. Поэтому обязанность возлагается на владельца недвижимости, и именно он отвечает за своевременное перечисление денежных средств.

Далее уже сам собственник решает, делить сумму между всеми жильцами или нет. Потому как у него есть право требовать возместить ту долю, которую должен платить другой гражданин. Важно правильно рассчитать и суметь договориться о подобном. Можно как предварительно собрать с других прописанных людей деньги, так и требовать их уже после оплаты.

Также сейчас существует возможность разделить лицевые счета на всех собственников недвижимости. Это актуально для долевой собственности, где владельцев двое и больше, и для каждого определена своя часть. Тогда они будут отдавать деньги в зависимости от той доли, которая находится на них. Следовательно, если у них во владении только 15% жилья, то тогда за столько они и будут уплачивать.

Самое главное, своевременно обсудить вопрос по поводу жилищно-коммунальных услуг. Ведь из-за разногласий может задержаться платеж, либо владельцу придется доставать деньги из своего кармана. Поэтому, прежде чем кого-либо прописать, важно ему пояснить ситуацию с коммуналкой.

Возможные ситуации

Вопрос по поводу жилищных услуг достаточно неоднозначен, и в некоторых ситуациях может быть непонятно, как именно поступить. Недостаточно знать, от чего зависит размер выплат. Также потребуется помнить о случаях, когда не ясно, нужно ли перечислять средства за потребление ресурсов.

Бывает такое, что человек владеет квартирой, однако там никто не прописан. Допустим, недвижимость досталась по наследству, либо ее приобрели для будущего ребенка. Законодательство говорит о том, что даже если зарегистрированных людей нет, то все равно придется отдавать средства за коммуналку. Не будут обращать внимание на то, живет кто-то в квартире, или она пустует.

Однако данную проблему можно легко решить, если поставить счетчики на все энергоносители. То есть, начать учитывать расход газа, электричества или воды. В этом случае будет вестись фактический учет потраченных ресурсов. Если никто их использовать не будет, то тогда и счет окажется нулевым, и платить вообще не придется. Другое дело, нужно ли тратиться на расходомеры тепловой энергии, учитывая их дорогую стоимость. Их можно порекомендовать поставить в той ситуации, если недвижимость будет еще долго пустовать.

Бывает и такая ситуация, когда человек прописан на территории недвижимости, однако тут не проживает. При этом платеж будет приходить и на него из-за отсутствия счетчиков. Естественно, подобное не выгодно, как для собственника жилплощади, так и для прописанного человека, если с него требуют деньги. Проблему можно решить следующим образом.

Стоит взять справку о том, что гражданин сейчас живет в другом доме и именно там платит за использование ресурсов. Далее с этим документом следует обратиться в жилищную контору и в каждую компанию, которая оказывает услуги. Тогда, если все пройдет как надо, счета будут скорректированными. Следовательно, их размер уменьшится, но придется каждые полгода приносить справку поставщикам. Это нужно для того, чтобы подтвердить, что человек действительно отсутствует по конкретному адресу.

Если возникла проблема с одним из зарегистрированных людей, то тогда можно стребовать с него деньги несколькими способами. Когда гражданин не является собственником помещения, то можно пригрозить прекращением регистрации. Вполне возможно, что тогда он одумается и решит все-таки платить за себя. Если и это не поможет, то останется подать иск в судебный орган. Тогда уже придется в законодательном порядке решать, что именно делать с неплательщиком. Как правило, суд признает квартирантов утратившими права, и обяжет выплатить положенную сумму. Но, естественно, владельцу недвижимости потребуется доказать, что люди действительно не платили, и он сам отдавал денежные средства на протяжении конкретного периода.

Дмитрий Никитин, кандидат юридических наук, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы

На потребителя коммунальных услуг возложена обязанность информировать управляющую организацию об увеличении или уменьшении числа жильцов в занимаемом им жилом помещении, не оборудованном прибором учета. Данная обязанность исполняется не часто, чем, вероятно, объясняется предоставление управляющим организациям права устанавливать количество временно проживающих в жилом помещении граждан. Проведение подобных проверок не всегда соответствует установленному законом порядку и может повлечь признание ее результатов незаконными.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена в ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с изм. и доп.) (далее - ЖК РФ). В частности, у собственника помещения данная обязанность возникает с момента возникновения права собственности (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (с изм. и доп.) (далее - Правила).

Вопросы, связанные с начислением платы за коммунальные услуги при нахождении в жилом помещении временно проживающих потребителей, регламентируются п. 56-58 Правил.

Как следует из п. 56 Правил, если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Таким образом, из приведенной нормы можно выделить два основных момента:

Факт нахождения в жилом помещении временно проживающих потребителей может повлечь доначисление платы за коммунальные услуги в случае отсутствия приборов учета;

Необходимо устанавливать, проживают ли посторонние (незарегистрированные) лица в жилом помещении более 5 дней подряд.

Наличие одного акта обследования жилого помещения едва ли может служить доказательством нахождения временно проживающих потребителей в течение срока, превышающего 5 дней подряд.

Так, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда пришла к выводу, что ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих фактическое постоянное или временное (более 5 дней) подряд нахождение каких-либо лиц в количестве 3-х человек в квартире истца в спорный период, что могло бы явиться основанием для исчисления размера платы за коммунальные услуги исходя из 3-х человек.

Акт обследования незаконного проживания от 20 апреля 2013 г. не может свидетельствовать о проживании 3-х человек в спорной квартире, поскольку он составлен на конкретную дату - 20 апреля 2013 г. и не содержит сведений о проживании трех человек в период с 1 января по июль 2013 г. .

Право исполнителя , в качестве которого может выступать управляющая организация, на составление акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, закреплено с 1 июня 2013 года . Установление количества фактически проживающих граждан в жилом помещении и составление подобного акта до указанной даты могло на основании ст. 14.7. («Обман потребителя») Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.) (далее - КоАП РФ) повлечь привлечение управляющей организации к административной ответственности .

В силу пп. «е(1)» п. 32 Правил исполнитель вправе устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.

Помимо акта подтверждение проживания временных жильцов в жилом помещении может «усиливаться» и другими доказательствами: данными о фактическом потреблении электроэнергии, свидетельскими показаниями соседей, записями видеокамер в подъезде, активными сессиями доступа в интернет и т.п. .

Согласно п. 57 Правил размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем.

Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем:

а) ввода в эксплуатацию прибора учета;

б) окончания срока проживания временных жильцов, о чем исполнитель был проинформирован письменным заявлением.

Порядок составления акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, а также предъявляемые к нему требования закреплены в п. 56(1) Правил, а именно:

Данный акт составляется исполнителем;

Акт должен быть подписан исполнителем и потребителем;

В случае отказа потребителя поставить свою подпись акт подписывается исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией;

В акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей;

Если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт, или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка;

Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю);

Акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы от 14 июня 2013 г. № 05-14-182/3 (с изм. и доп.) утверждены Методические рекомендации по выявлению физических лиц, пользующихся жилым помещением (далее - Методические рекомендации).

Следует отметить, что данный акт имеет рекомендательный характер, о чем можно судить уже по его названию. За последнее время Методические рекомендации претерпели изменения и в действующей редакции мало чем отличаются от положений п. 56-58 Правил. К нынешним его достоинствам можно отнести, в частности, наличие п. 3.3.6, в котором установлен трехдневный срок для направления собственнику, который отсутствовал при проведении проверки, акта (или актов) почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Ранее Методические рекомендации предусматривали следующий алгоритм действий (п. 3.3.1-3.3.3). Проверка жилых помещений должна была осуществляться Комиссией, в состав которой входили представители Управляющей организации и общественности, в том числе члены совета данного многоквартирного дома в количестве не менее двух человек. Результат проверки должен был оформляться Актом, устанавливающим постоянное проживание незарегистрированных граждан, с указанием даты составления Акта, состава комиссии, адреса жилого помещения, фамилии, имени, отчества проживающих, не зарегистрированных в данном жилом помещении граждан и периода проживания. Примечательно, что проверку рекомендовалось осуществлять не менее 2 (двух) раз в расчетный период - не позднее 10 дней с начала расчетного периода и не позднее 10 дней до окончания расчетного периода . За расчетный период брался календарный месяц.

Таким образом, приведенный порядок, как представляется, был направлен на то, чтобы предать данным проверкам большую объективность, а также уменьшить злоупотребления управляющих компаний, сотрудники которых нередко фиксируют информацию «со слов соседей» либо допускают нарушения при составлении актов.

Приведем примеры из практики.

    В иске о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг из расчета 25-ти проживающих граждан было отказано, т.к. истцом не доказано, что в спорной квартире временно проживают 25 человек.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда пришла к выводу, что представленные в материалы дела акты не отвечают требованиям, предъявляемым законом к таким актам, так как в них отсутствуют необходимые сведения: время его составления; фамилия, имя собственника жилого помещения. Не исполнена обязанность по вручению его собственнику, направлению его исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Сведений о том, что собственники жилого помещения извещались о времени и месте составления акта, присутствовали при его составлении и отказались от подписи, представленные акты не содержат. В акте не указано, кто именно фактически проживает в спорной квартире (указано только общее количество проживающих - 25), не указаны их паспортные данные, правовое основание для занятия квартиры .

    Акт обследования незаконного проживания в квартире истца от 16 сентября 2013 г. признан незаконным , поскольку он не отвечает требованиям, предъявляемым законом к таким актам. Не исполнена обязанность по вручению его собственнику и направлению исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции .

Согласно п. 58 Правил количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в пп. «б» п. 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 19.15 КоАП РФ.

Весьма примечательно, что п. 58 Правил не называет акт, составляемый согласно п. 56(1) Правил, среди оснований определения количества временно проживающих в жилом помещении потребителей. Минстроем России готовились соответствующие поправки, дополняющие п. 58 Правил указанием на акт.

В арбитражной практике вырабатывается подход, согласно которому составление акта (актов) в отсутствие протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 19.15 КоАП РФ, не может являться законным основанием для доначисления платы за коммунальные услуги .

Ссылка на ст. 19.15 КоАП РФ также порождает неопределенность. В действующей редакции КоАП РФ в ст. 19.15 установлена ответственность за проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). В свою очередь, ответственность за проживание без регистрации и нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении установлена ст. ст. 19.15.1, 19.15.2 КоАП РФ.

По нашему мнению, установление факта проживания временных жильцов для целей доначисления платы за коммунальные услуги не должно в каждом случае ставиться в зависимость от составления протокола об административном правонарушении, поскольку нормы Правил, КоАП РФ и Постановления № 713 имеют различные функции. В п. 58 Правил необходимо внести соответствующие изменения.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее:

Формулы 4, 4(1), 5, 7, 9, 20, 21, 23, 23(1), 26, 27 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), а также формулы, предусмотренные пунктами 12, 14 приложения 2 к Правилам N 354 используют понятие количество постоянно и временно проживающих граждан.

Указанное количество применяется при расчетах размера платы и объема потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению в случаях, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета соответствующего коммунального ресурса.

Количество постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан определяется исходя из следующего:

Постоянно проживающими в жилом помещении являются граждане, которые зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту жительства. В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее - Правила N 713), местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Таким образом, количество постоянно проживающих в жилом помещении граждан равняется количеству граждан, зарегистрированных в указанном жилом помещении по месту жительства (регистрация по месту жительства является бессрочной, постоянной).

Временно проживающими в жилом помещении являются граждане, зарегистрированные в указанном жилом помещении по месту пребывания. В соответствии с абзацем первым пункта 3 Правил N 713 местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. В случае, если временно проживающий в жилом помещении гражданин не является собственником указанного помещения и не является нанимателем указанного помещения, то есть право пребывания в таком помещении предоставлено гражданину лицом, имеющим право пользования указанным помещением, в качестве одного из документов для регистрации гражданина в качестве временно пребывающего пункт 9 Правил N 713 устанавливает заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение. Именно это заявление указано и в подпункте "б" пункта 57 Правил N 354.

Необходимо отметить, что подпункт "б" пункта 57 Правил N 354 в качестве лица, подающего такое заявление, устанавливает собственника или постоянно проживающего потребителя. Данная формулировка указывает на лицо, имеющее право пользования помещением - таким лицом является либо собственник, либо постоянно проживающий в помещении потребитель.

В случае, если жилое помещение является собственностью муниципального образования, и данное жилое помещение передано нанимателю по договору найма, такой наниматель является постоянно проживающим в помещении потребителем, и имеет право оформлять заявление о пользовании указанным жилым помещением временно проживающими потребителями. Документом, подтверждающим право нанимателя использовать указанное помещение, является договор найма - этот документ в обязательном порядке должен предоставляться при оформлении заявления. При этом с учетом того, что муниципальное помещение уже передано нанимателю по договору найма, в указанном случае недопустимо оформление заявления от имени органов местного самоуправления.

Помимо граждан, зарегистрированных в жилом помещении по месту пребывания, к временно проживающим жилищное законодательство относит также граждан, проживающих в жилом помещении без регистрации в указанном жилом помещении - то есть тех граждан, у которых отсутствует регистрация в указанном жилом помещении и по месту жительства, и по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 56(1) Правил N 354 в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (далее - Акт).

Необходимо отметить, что сам по себе указанный Акт не может являться основанием для применения количества указанных в Акте граждан в расчетах платы за коммунальные услуги. Составленный исполнителем коммунальных услуг Акт в соответствии с тем же пунктом 56(1) Правил N 354 в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

После получения Акта от исполнителя коммунальных услуг соответствующие уполномоченные органы проводят проверку и в случае подтверждения факта проживания в жилом помещении граждан, не имеющих в указанном помещении регистрации, составляют Протокол об административном правонарушении. Именно такой Протокол в соответствии с пунктом 58 Правил N 354 количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для определения количества временно проживающих граждан. Применение в расчетах платы за коммунальные услуги Акта, составленного исполнителем коммунальных услуг, в отсутствие составленного уполномоченными органами Протокола об административном правонарушении, недопустимо.

Документы, являющиеся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (свидетельство о праве собственности на указанное помещение, выписка из ЕГРП, договор найма на указанное помещение, иные документы, предусмотренные законодательством) являются основанием для внесения оплаты за коммунальные услуги и содержание жилого помещения, но не являются основанием для определения количества проживающих в жилом помещении граждан.

В соответствии с частью 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает: у собственников помещений - с момента возникновения права собственности на помещение; у нанимателей и арендаторов помещений - с момента заключения соответствующих договоров найма и аренды; у членов жилищных кооперативов - с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Применение в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения такого показателя, как количество граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (количество собственников, количество нанимателей), не предусмотрено ни Жилищным кодексом РФ, ни принятыми во исполнение его положений постановлениями Правительства РФ. В том числе применение в расчетах платы за коммунальные услуги количества граждан, не проживающих в жилом помещении, а лишь имеющим право такого проживания, не соответствует положениям Правил N 354. При расчете размера платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения используются следующие количественные показатели:

Размер платы за содержание жилого помещения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению и размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, рассчитываются исходя из площади помещения;

При наличии индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению определяется, исходя из показаний этих приборов учета;

При отсутствии индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению определяется, исходя из нормативов потребления указанных услуг и количества постоянно и временно проживающих граждан

Таким образом, применение в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения количества граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (количество собственников, количество нанимателей), недопустимо.

В случае, если в жилом помещении не зарегистрирован ни один гражданин (ни по месту жительства, ни по месту пребывания), при этом отсутствуют Протоколы об административных правонарушениях, выраженных в проживании в указанном жилом помещении граждан без регистрации в этом жилом помещении, если при этом жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета горячей воды, холодной воды, газа, электроэнергии, предъявление к оплате коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению неправомерно.

В том числе, для жилого помещения, не оборудованного индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета горячей воды, холодной воды, газа, электроэнергии, в котором не зарегистрирован ни один гражданин, при отсутствии Протоколов об административных нарушениях, выраженных в проживании в указанном помещении граждан без регистрации, расчет стоимости коммунальных услуг, потребленных в данном жилом помещении, произведенный исходя из одного проживающего, является противоречащим жилищному законодательству Российской Федерации. Количество постоянно и временно проживающих граждан в таком помещении равно нулю.

Дополнительно сообщаем, что письма федеральных органов исполнительной власти, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Обзор документа

В ряде случаев при расчете размера платы за коммунальные услуги учитывается количество постоянно и временно проживающих граждан.

К первым относятся лица, зарегистрированные в помещении по месту жительства. Ко вторым - граждане, зарегистрированные в помещении по месту пребывания.

Возникают ситуации, когда в помещении проживают граждане без регистрации по месту жительства (пребывания).

Если исполнитель коммунальных услуг обладает информацией о наличии граждан, проживающих в помещении, не оборудованном приборами учета потребленных ресурсов, без регистрации, то он вправе составить акт об установлении количества лиц. Документ в течение 3 дней направляется в уполномоченный орган в сфере миграции, который проводит проверку и при подтверждении факта проживания граждан в помещении без регистрации составляет протокол об административном правонарушении.

Именно такой протокол является основанием для определения количества временно проживающих граждан в целях определения размера платы за коммунальные услуги.

Также отмечено, что не допускается применять в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения такой показатель, как количество граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования им (количество собственников, количество нанимателей).

Для жилого помещения, не оборудованного индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета ресурсов, в котором не зарегистрирован ни один гражданин, при отсутствии вышеупомянутых протоколов расчет стоимости коммунальных услуг, потребленных в данном помещении, произведенный исходя из одного проживающего, является противоречащим жилищному законодательству. Количество постоянно и временно проживающих граждан в таком помещении равно нулю.

ЖКХ / Тарифы на ЖКХ

Сегодня одна из самых обсуждаемых тем на форумах Екатеринбурга — странные квитанции за коммунальные услуги. Горожане жалуются, что в графе « количество проживающих» управляющие компании ставят выдуманные числа. Приписывают лишних людей, которые никогда не жили в квартирах. В управляющих компаниях заявляют: плата начисляется за фактическое количество проживающих.

Численность проживающих и оплата ЖКХ

Жители многоквартирных домов по всей России стали получать « странные» квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. В « квитках» значатся таинственные « фактически проживающие» граждане, исходя из количества которых коммунальщики начисляют плату за ЖКУ. При этом установить число « фактически проживающих» УК предлагают « бдительным» жильцам, попросту призывая « стучать» на соседей.

Российские собственники квартир всего месяц-другой назад стали получать квитанции на оплату коммунальных услуг нового образца. Напомним, что это связано с вступлением в силу с 1 сентября 2012 года постановления правительства № 354, которое поменяло правила предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям. В новой платежке присутствуют строки « Количество зарегистрированных/фактически проживающих граждан».

Эту строчку можно было встретить и в старых квитках. Однако с сентября граждане, во втором пункте этой строчки регулярно видевшие цифру «0 », внезапно стали получать квитки с 2-3 « фактически проживающими». « Мне одного лишнего человека в „фактически проживающие“ написали – кто такой, главное, откуда он взялся – УК ручками разводят, не знают», – пишет пользователь одного из екатеринбургских форумов «Igla ». « В прошлом месяце приписали мне таких 6 человек!», – возмущается форумчанка «tatyanka ». И сообщений такого рода – сотни.

Коммунальщики: хочешь платить меньше? Сообщи, сколько народу живет у соседа

Это с одной стороны. А вот другая. В доме, где живет Ольга Березина, установлен общедомовой прибор учета воды, в ее квартире поставлены счетчики и на холодную, и на горячую воду. Но счета все равно приходят заоблачные. И женщина даже знает, за кого она платит — в одной из квартир живут гастарбайтеры. Как старшая по подъезду Ольга сообщила об этом в управляющую компанию. Она не боится испортить отношения с соседями. « По шесть кубометров, это представляете, по шесть тонн с квартиры, мы все это оплачиваем!», — приводит слова жительницы Екатеринбурга радиостанция Вести ФМ.

Одна из управляющих компаний Екатеринбурга возле каждого подъезда разместила объявления с призывом сообщать, сколько на самом деле живет людей в квартирах. И как говорит пресс-секретарь управляющей компании Дарья Гусарова, результат не заставил себя ждать. « Объем звонков в управляющую компанию увеличился, и мы ходим несколько раз в неделю с комиссией по домам по квартирам и составляем акты».

Только одного сообщения от жильцов мало. Прежде чем владельцу квадратных метров начислят плату за воду не по количеству прописанных, а по фактическому количеству проживающих, в квартиру придет целая комиссия: коммунальщики, представители совета дома и участковый. Как рассказывает пресс-секретарь управляющей компании Дарья Гусарова, и после составления акта собственники пытаются спорить. « Если человек не прописан в квартире, у него ноль прописанных, и он сдает квартиру 10 гражданам ближнего зарубежья, то, конечно, ему невыгодно платить по факту потребления, и приборы учета у него в квартире не будут установлены, конечно, есть негатив со стороны таких недобропорядочных граждан, которые о соседях не думают».

Коммунальщики в таких случаях пытаются воззвать к совести владельцев квартир. Объясняют, что управляющей компании нет дела до того, сколько человек живет в комнате, если стоит счетчик учета воды, тогда оплата начисляется по потреблению ресурса. Собственник квадратных метров, впрочем, имеет право в суде оспорить сумму в квитанции. Но таких прецедентов в Екатеринбурге пока не было.

Количество фактически проживающих в квартире: « донос» или « восстановление справедливости»?

Но не слишком ли рьяно управляющие компании рьяно взялись за разъяснительную работу с населением? Многие уральские УК буквально призывают « стучать» на соседей, которые « не прописаны, но живут и ресурсы потребляют».

Действительно, в ППРФ № 354 законодательно закреплена возможность начислять плату собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, исходя из количества фактически проживающих граждан. Так что, в своем роде, управляющие организации правы.

« Если жители дома заметили, что в соседней квартире на постоянной основе стали проживать незарегистрированные граждане, им необходимо обратиться с соответствующим заявлением в управляющую компанию. После чего специалисты УК совместно с участковыми и группой активных жителей выйдут на объект и составят акт фактического проживания (с подписью соседей, представителей УК и участкового). Согласно ему в дальнейшем будут проходить начисления на оплату ЖКУ», – рассказала « Новому Региону» генеральный директор одной из УК Екатеринбурга.

Кстати, по такой же процедуре происходит установление факта « реально проживающих» в квартире граждан и в других управляющих организациях или ТСЖ – не только на Урале, но и по всей России. Однако обладают ли простые жители « многоквартирников» или т.н. домкомы, и даже специалисты УК и участковые полиции правом, а главное – компетенцией – чтобы определять, сколько на самом деле человек живет в той или иной квартире?

Расчет количества проживающий в квартире: что говорит законодательство?

Так, в соответствии с п. 34 ПП РФ № 354 « потребитель обязан информировать исполнителя (т.е. УК или ТСЖ) об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета».

Кроме того, в другом пункте того же постановления – п. 58 ПП РФ№ 354 – « количество временно проживающих потребителей в жилом помещении определяется на основании заявления, которое содержит ФИО собственника или постоянно проживающего потребителя, адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, о датах начала и окончания проживания таких потребителей в жилом помещении. Такое заявление направляется исполнителю собственником или постоянно проживающим потребителем в течение 3 рабочих дней со дня прибытия временно проживающих потребителей», – говорится в документе.

В то же время, в постановлении российского правительства четко прописано, что собственник квартиры должен сам обратиться к коммунальщикам, чтобы те зафиксировали дополнительных « фактически проживающих» в его квартире граждан. Действительно, здесь можно усмотреть законодательный пробел, поскольку реальное потребление в той или иной квартире отдано на добросовестность и честность ее жильцов. Однако «dura lex – sed lex», и в постановлении законодательно не определено иных методов установления количества фактически проживающих. А, значит, схемы, которые используют российские коммунальщики, попросту незаконны.

Количество проживающих в квартире и оплата ЖКХ: какова точка зрении судов?

К аналогичным выводам, судя по всему, приходят и представители отечественной судебной системы – и прецедентов уже не мало. Так, например, Дзержинский суд города Перми, рассматривая иск управляющей компании к одному из потребителей, признал начисления, основанные на показаниях соседей ответчика, незаконными.

« Из свидетельских показаний соседки К., показавшей, что постоянно видит какую-то женщину у ответчика П-ва вместе с ним в разное время суток, и актов, составленных членами ЖСК, невозможно установить, на кого именно начисляются коммунальные платежи как на второго человека, временного проживающего в квартире ответчика. Свидетель Т. показала, что видела с ответчиком П-вым женщин, но сказать, что одну не может. При имеющихся в деле доказательствах юридических оснований для начисления платы на второго человека не имеется», – постановили представители Дзержинского суда Перми.

Похожий иск коммунальщиков к потребителям рассматривал не так давно и суд города Иваново. Представители управляющей организации также пытались взыскать с потребителя деньги за предоставленные ресурсы, рассчитанные исходя из числа « фактически проживающих» граждан на основе показаний соседей. Однако и тут суд встал на сторону ответчика.

« Принимая во внимание отсутствие отрегулированной надлежащим образом процедуры сбора сведений о количестве фактически проживающих граждан в жилых помещениях, не оборудованных ИПУ, проверки их достоверности, процедуры привлечения к ответственности лиц, представивших заведомо недостоверные сведения, либо сведения, не соответствующие действительности, а также учитывая, что инициативные группы, созданные в домах, указанных в исковом заявлении, не наделены подобными полномочиями в установленном законом порядке, суд приходит к выводу о незаконности действий коммунальной организации при начислении платы за горячую воду на основании информации, предоставленной инициативными группами, созданными по решению общих собраний собственников помещений», – гласит решение Ивановского суда.

Резюме? Оно таково: жители, получившие « платежки» с дополнительно приписанными « фактически проживающими» гражданами – конечно, при отсутствии таковых – могут обращаться в свою управляющую организацию с требованием проведения перерасчета. В противном случае, собственник жилья вправе обратиться в суд, который, скорее всего, встанет на его сторону.