Государственный бюджет республики беларусь. Скрытый счет на $100 млрд: как Россия содержит белорусскую экономику Меньше денег на пенсии
Государственный бюджет Республики Беларусь является главным финансовым документом страны, разрабатываемым Министерством финансов совместно с заинтересованными ведомствами. Он составляется на основании бюджетного и налогового законодательства страны, основных направлений денежно-кредитной политики, прогнозных параметров социально-экономического развития, а также иных нормативных документов и исходных данных.
Бюджетная система Беларуси складывается из республиканского и местных бюджетов, первый из которых имеет статус закона, а остальные – утверждаются соответствующими решениями местных Советов депутатов.
Структура бюджета
Госбюджет состоит из доходной и расходной части. В первой из них отражаются все безвозвратные поступления, основными статьями формирования доходов являются:
- Налоги, уплачиваемые субъектами хозяйствования и гражданами страны в порядке, установленном законодательством. Они взимаются и центральными, и региональными органами власти.
- Неналоговые поступления. К ним относятся доходы от имеющегося в государственной собственности имущества, а также от внешнеэкономической деятельности.
- Безвозмездные поступления. Это доходы необязательного характера, которые могут поступать от международных институтов или иностранных государств, а также из других источников.
Наиболее значимой статьей дохода являются налоги, за счет которых формируется примерно 80% доходной части госбюджета.
Что касается расходной части бюджета, то важными статьями являются расходы на:
- оборону государства;
- социальные нужды;
- образование;
- здравоохранение.
Государство расходует деньги на оплату труда работников бюджетной сферы и силовых ведомств, на поддержку сельскохозяйственных и промышленных предприятий, на строительство и реконструкцию объектов госсобственности, проведение выборных кампаний и пр.
Дефицит и профицит
Суммы доходной и расходной частей бюджета в идеале должны быть равными – в этом случае он называется сбалансированным. Если доходы государства выше, чем его расходы, бюджет называют профицитным, в обратном случае – дефицитным. Превышение расходов над доходами не является критическим фактором, если это предусмотрено заранее, поскольку экономические власти страны предварительно определяют, за счет чего можно будет компенсировать бюджетный дефицит. Распространенными вариантами являются:
- привлечение заемных средств в виде кредитов;
- эмиссия государственных ценных бумаг;
- приватизация объектов госсобственности;
- привлечение прямых инвестиций.
Решения о механизмах компенсации бюджетного дефицита в течение финансового года принимаются соответствующими органами и согласовываются с руководством страны.
Бюджет РБ на 2019 год в цифрах
На текущий год руководством страны утвержден госбюджет с профицитом в 1,7 млрд. руб. При этом его доходная часть должна составить 23,68 млрд. руб, расходная – 21,98 млрд. руб.
Отрасль/направление | млрд. руб |
---|---|
Основные статьи доходов | |
налоговые поступления | 18,3 млрд. руб. |
неналоговые доходы | 2,79 млрд. руб. |
безвозмездные поступления | 2,5 млрд. руб. |
от государственных целевых фондов | 0,8 млрд. руб. |
Основные статьи расходов | |
государственная деятельность | 10,25 млрд. руб. |
обслуживание госдолга | 3 млрд. руб. |
здравоохранение | 1,02 млрд. руб. |
социальная сфера | почти 2 млрд. руб. |
физкультура и спорт, СМИ и культура | 0,63 млрд. руб. |
оборона, содержание силовых структур и МЧС | 1,24 млрд. руб. |
образование | 1,047 млрд. руб. |
В числе наиболее значимых статей расходов – поддержка национальной экономики: на эти цели предусмотрено выделить 3,2 млрд. руб., причем около 0,5 млрд. будет направлено в аграрный сектор.
Белорусские депутаты в первом чтении приняли проект бюджета на 2018 год. Документ был доработан по поручению Александра Лукашенко после того, как в закрытом режиме прошел «нулевое» чтение в Палате представителей.
«Всё просчитано нормально, в основном всё правильно сказано. Но заземлитесь, соскочите с верхотуры на землю, люди хотят нормально жить» , - глава Беларуси 21 ноября и поручил изыскать средства, чтобы поддержать бюджетных работников и наиболее уязвимые слои населения.
Если сравнить нынешний проект бюджета с тем вариантом , который обсуждался во время «нулевого чтения», то можно найти интересные различия.
Так, расходы на резервные фонды увеличены в 2,6 раза - до 1,22 млрд рублей. Это произошло преимущественно за счет увеличения расходов на резервный фонд президента. Отчисления выросли с 442 млн рублей до 1,2 млрд рублей. Для сравнения: расходы на национальную оборону на 2018 год запланированы в размере 1,1 млрд рублей.
В тоже время расходы на национальную экономику сократились на 10% (до 2,47 млрд рублей), на здравоохранение - на 7,8% (до 895 млн рублей), на образование - на 2,8% (до 877 млн рублей), на социальную политику - на 2,6% (до 1,77 млрд рублей).
На эти изменения во время представления документа в парламенте министром финансов Владимиром Амариным обратила внимание оппозиционный депутат Анна Канопацкая .
«Были проведены небольшие сокращения расходов, исключая расходы на зарплату, исполнение обязательств. Средства зарезервированы, чтобы впоследствии, по итогам развития экономики, исполнения бюджета при необходимости их разрезервировать и направить на неотложные нужды, повышение зарплаты в бюджетном секторе, на реализацию ключевых инновационных и инвестиционных проектов - уже после первого квартала» , - ответил Владимир Амарин и добавил, что ничего негативного в резервировании средств нет.
В целом проект бюджета на следующий год предусматривает расходы в размере 19,75 млрд рублей, а доходы - 20,49 млрд рублей. Профицит составит 733,8 млн рублей.
В качестве основных параметров для расчета проекта бюджета принят консервативный сценарий, при котором ВВП Беларуси вырастет на 1,2%, инфляция не превысит 7,4%, среднегодовая цена на нефть составит 43 доллара за баррель, а курс доллара - 2,038 белорусского рубля.
Одной из приоритетных задач при формировании проекта бюджета названы своевременные и полные выплаты по долговым обязательствам. Как сообщил во время выступления в Палате представителей Владимир Амарин, в следующем году они оцениваются на уровне 3,8 млрд долларов. В том числе на погашение основного долга пойдет около 2,5 млрд долларов, еще более 1,2 млрд долларов - на его обслуживание. Погашение будет осуществляться за счет профицита бюджета, а также рефинансирования.
В 2018 году власти хотят привлечь 1,2 млрд долларов за счет еврооблигаций, траншей Евразийского фонда стабилизации и развития и заимствований на внутреннем рынке.
В официальных СМИ опубликован проект республиканского бюджета на 2018 год: доходы государственной казны составят - Br 20,485 млрд, расходы - Br19,751 млрд, профицит, он же финансовый излишек составит Br733,88 млн, который будет направлен на погашение части государственного долга.
Функциональная структура расходов: общегосударственная деятельность - Br10 020,9 млн, национальная экономика - Br2 473,8 млн, судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение национальной безопасности - Br2 120,8 млн (!), социальная политика - Br1 774,2 млн, национальная оборона - Br1 104,7 млн, здравоохранение - Br895 млн, образование - Br877,4 млн, республиканский дорожный фонд - Br594 млн, семейный капитал - Br348,5 млн. Предусматривается ввод в эксплуатацию жилья общей площадью 4 млн кв.м, из них с государственной поддержкой - не менее 900 тыс. кв.м. Значительная часть в проекте бюджета (65%) запланирована на расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия и другие выплаты.
Расходы на резервные фонды впервые увеличены в 2,6 раза - до 1,22 млрд рублей. Это произошло преимущественно за счет увеличения расходов на резервный фонд президента. Таким образом, резервный фонд президента получает финансирование больше, чем и Министерство обороны, в цифрах: 1 201 млн.руб против 1 104 млн.руб. Каким образом и насколько прозрачно будут расходоваться средства резервного фонда, официальные источники не сообщают.
В тоже время расходы на национальную экономику сократились на 10% (до 2,47 млрд рублей), на здравоохранение - на 7,8% (до 895 млн рублей), на образование - на 2,8% (до 877 млн рублей), на социальную политику - на 2,6% (до 1,77 млрд рублей).
В качестве основных параметров для расчета проекта бюджета принят консервативный сценарий, при котором ВВП Беларуси вырастет на 1,2%, инфляция не превысит 7,4%, среднегодовая цена на нефть составит 43 доллара за баррель, а курс доллара - 2,038 беларуского рубля.
Для сравнения, республиканский бюджет на 2017 год был запланирован с числом доходов - 18,2 млрд рублей, расходов в сумме чуть более 16,7 млрд.