Государственный бюджет республики беларусь. Скрытый счет на $100 млрд: как Россия содержит белорусскую экономику Меньше денег на пенсии

Государственный бюджет Республики Беларусь является главным финансовым документом страны, разрабатываемым Министерством финансов совместно с заинтересованными ведомствами. Он составляется на основании бюджетного и налогового законодательства страны, основных направлений денежно-кредитной политики, прогнозных параметров социально-экономического развития, а также иных нормативных документов и исходных данных.

Бюджетная система Беларуси складывается из республиканского и местных бюджетов, первый из которых имеет статус закона, а остальные – утверждаются соответствующими решениями местных Советов депутатов.

Структура бюджета

Госбюджет состоит из доходной и расходной части. В первой из них отражаются все безвозвратные поступления, основными статьями формирования доходов являются:

  • Налоги, уплачиваемые субъектами хозяйствования и гражданами страны в порядке, установленном законодательством. Они взимаются и центральными, и региональными органами власти.
  • Неналоговые поступления. К ним относятся доходы от имеющегося в государственной собственности имущества, а также от внешнеэкономической деятельности.
  • Безвозмездные поступления. Это доходы необязательного характера, которые могут поступать от международных институтов или иностранных государств, а также из других источников.

Наиболее значимой статьей дохода являются налоги, за счет которых формируется примерно 80% доходной части госбюджета.

Что касается расходной части бюджета, то важными статьями являются расходы на:

  • оборону государства;
  • социальные нужды;
  • образование;
  • здравоохранение.

Государство расходует деньги на оплату труда работников бюджетной сферы и силовых ведомств, на поддержку сельскохозяйственных и промышленных предприятий, на строительство и реконструкцию объектов госсобственности, проведение выборных кампаний и пр.

Дефицит и профицит

Суммы доходной и расходной частей бюджета в идеале должны быть равными – в этом случае он называется сбалансированным. Если доходы государства выше, чем его расходы, бюджет называют профицитным, в обратном случае – дефицитным. Превышение расходов над доходами не является критическим фактором, если это предусмотрено заранее, поскольку экономические власти страны предварительно определяют, за счет чего можно будет компенсировать бюджетный дефицит. Распространенными вариантами являются:

  • привлечение заемных средств в виде кредитов;
  • эмиссия государственных ценных бумаг;
  • приватизация объектов госсобственности;
  • привлечение прямых инвестиций.

Решения о механизмах компенсации бюджетного дефицита в течение финансового года принимаются соответствующими органами и согласовываются с руководством страны.

Бюджет РБ на 2019 год в цифрах

На текущий год руководством страны утвержден госбюджет с профицитом в 1,7 млрд. руб. При этом его доходная часть должна составить 23,68 млрд. руб, расходная – 21,98 млрд. руб.

Отрасль/направление млрд. руб
Основные статьи доходов
налоговые поступления 18,3 млрд. руб.
неналоговые доходы 2,79 млрд. руб.
безвозмездные поступления 2,5 млрд. руб.
от государственных целевых фондов 0,8 млрд. руб.
Основные статьи расходов
государственная деятельность 10,25 млрд. руб.
обслуживание госдолга 3 млрд. руб.
здравоохранение 1,02 млрд. руб.
социальная сфера почти 2 млрд. руб.
физкультура и спорт, СМИ и культура 0,63 млрд. руб.
оборона, содержание силовых структур и МЧС 1,24 млрд. руб.
образование 1,047 млрд. руб.

В числе наиболее значимых статей расходов – поддержка национальной экономики: на эти цели предусмотрено выделить 3,2 млрд. руб., причем около 0,5 млрд. будет направлено в аграрный сектор.

Белорусские депутаты в первом чтении приняли проект бюджета на 2018 год. Документ был доработан по поручению Александра Лукашенко после того, как в закрытом режиме прошел «нулевое» чтение в Палате представителей.

«Всё просчитано нормально, в основном всё правильно сказано. Но заземлитесь, соскочите с верхотуры на землю, люди хотят нормально жить» , - глава Беларуси 21 ноября и поручил изыскать средства, чтобы поддержать бюджетных работников и наиболее уязвимые слои населения.

Если сравнить нынешний проект бюджета с тем вариантом , который обсуждался во время «нулевого чтения», то можно найти интересные различия.

Так, расходы на резервные фонды увеличены в 2,6 раза - до 1,22 млрд рублей. Это произошло преимущественно за счет увеличения расходов на резервный фонд президента. Отчисления выросли с 442 млн рублей до 1,2 млрд рублей. Для сравнения: расходы на национальную оборону на 2018 год запланированы в размере 1,1 млрд рублей.

В тоже время расходы на национальную экономику сократились на 10% (до 2,47 млрд рублей), на здравоохранение - на 7,8% (до 895 млн рублей), на образование - на 2,8% (до 877 млн рублей), на социальную политику - на 2,6% (до 1,77 млрд рублей).

На эти изменения во время представления документа в парламенте министром финансов Владимиром Амариным обратила внимание оппозиционный депутат Анна Канопацкая .

«Были проведены небольшие сокращения расходов, исключая расходы на зарплату, исполнение обязательств. Средства зарезервированы, чтобы впоследствии, по итогам развития экономики, исполнения бюджета при необходимости их разрезервировать и направить на неотложные нужды, повышение зарплаты в бюджетном секторе, на реализацию ключевых инновационных и инвестиционных проектов - уже после первого квартала» , - ответил Владимир Амарин и добавил, что ничего негативного в резервировании средств нет.

В целом проект бюджета на следующий год предусматривает расходы в размере 19,75 млрд рублей, а доходы - 20,49 млрд рублей. Профицит составит 733,8 млн рублей.

В качестве основных параметров для расчета проекта бюджета принят консервативный сценарий, при котором ВВП Беларуси вырастет на 1,2%, инфляция не превысит 7,4%, среднегодовая цена на нефть составит 43 доллара за баррель, а курс доллара - 2,038 белорусского рубля.

Одной из приоритетных задач при формировании проекта бюджета названы своевременные и полные выплаты по долговым обязательствам. Как сообщил во время выступления в Палате представителей Владимир Амарин, в следующем году они оцениваются на уровне 3,8 млрд долларов. В том числе на погашение основного долга пойдет около 2,5 млрд долларов, еще более 1,2 млрд долларов - на его обслуживание. Погашение будет осуществляться за счет профицита бюджета, а также рефинансирования.

В 2018 году власти хотят привлечь 1,2 млрд долларов за счет еврооблигаций, траншей Евразийского фонда стабилизации и развития и заимствований на внутреннем рынке.

В официальных СМИ опубликован проект республиканского бюджета на 2018 год: доходы государственной казны составят - Br 20,485 млрд, расходы - Br19,751 млрд, профицит, он же финансовый излишек составит Br733,88 млн, который будет направлен на погашение части государственного долга.

Функциональная структура расходов: общегосударственная деятельность - Br10 020,9 млн, национальная экономика - Br2 473,8 млн, судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение национальной безопасности - Br2 120,8 млн (!), социальная политика - Br1 774,2 млн, национальная оборона - Br1 104,7 млн, здравоохранение - Br895 млн, образование - Br877,4 млн, республиканский дорожный фонд - Br594 млн, семейный капитал - Br348,5 млн. Предусматривается ввод в эксплуатацию жилья общей площадью 4 млн кв.м, из них с государственной поддержкой - не менее 900 тыс. кв.м. Значительная часть в проекте бюджета (65%) запланирована на расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия и другие выплаты.

Расходы на резервные фонды впервые увеличены в 2,6 раза - до 1,22 млрд рублей. Это произошло преимущественно за счет увеличения расходов на резервный фонд президента. Таким образом, резервный фонд президента получает финансирование больше, чем и Министерство обороны, в цифрах: 1 201 млн.руб против 1 104 млн.руб. Каким образом и насколько прозрачно будут расходоваться средства резервного фонда, официальные источники не сообщают.

В тоже время расходы на национальную экономику сократились на 10% (до 2,47 млрд рублей), на здравоохранение - на 7,8% (до 895 млн рублей), на образование - на 2,8% (до 877 млн рублей), на социальную политику - на 2,6% (до 1,77 млрд рублей).

В качестве основных параметров для расчета проекта бюджета принят консервативный сценарий, при котором ВВП Беларуси вырастет на 1,2%, инфляция не превысит 7,4%, среднегодовая цена на нефть составит 43 доллара за баррель, а курс доллара - 2,038 беларуского рубля.

Для сравнения, республиканский бюджет на 2017 год был запланирован с числом доходов - 18,2 млрд рублей, расходов в сумме чуть более 16,7 млрд.