Денежные знаки российской империи. Последние попытки вернуть твёрдость бумажного рубля

Первыми бумажными деньгами России считаются выпущенные в 1769 году ассигнации (период правления Екатерины Второй). Причины их появления довольно просты: расчёт крупными суммами в медных монетах становился весьма затруднительным. К примеру, если набирать сторублёвую сумму медными монетами номиналом пять копеек, то вес этой кучи составил бы более шести пудов. Качество первых ассигнаций было на низком уровне. Походила эта бумага скорее не на денежный знак, а на расписку ростовщика.

Бумажные деньги 1769-1843 годов

Первая российская ассигнация

Ассигнации быстро наводнили рынок. Случился даже их переизбыток, что привело к снижению их курсовой стоимости (68,5 медных копеек за бумажный рубль в конце правления Екатерины Второй). Умелые руки на Руси всегда были в большом количестве. Поэтому подделывать ассигнации начали сразу же после их появления, в результате чего доверие к бумажным деньгам резко снизилось. Тем не менее, эксперимент по внедрению в денежный оборот бумажных расчётных знаков был признан успешным. А от подделок защитились выпуском новых ассигнаций в 1786 году. Большие номиналы 100, 50 и 25 рублей ходили в узком кругу очень обеспеченных людей. А вот пятёрки и десятки ушли в народные массы, где им тут же дали прозвища "синенькая" и "красненькая". Прозвища оказались устойчивыми и продержались века (синий основной цвет пятирублёвки и красный на десятирублёвке был даже на купюрах СССР периода 1961 - 1991 годов).

"Синенькая" и "красненькая" образца 1786 года

Появление фальшивок, тем не менее, не прекратилось и шло на всех уровнях народонаселения. Их рисовали и в деревнях. Их печатали и фавориты двора в тайных комнатах дворцов и усадеб. Ощутимую лепту в это дело внёс и Наполеон, привезя с собой массу поддельных ассигнаций. Интересным фактом является то, что Наполеон печатал подписи на ассигнациях, тогда как на подлинниках их ставили вручную. Эксперты говорят, что наполеоновские фальшивки встречаются куда чаще, чем купюры официальных выпусков. За период с 1813 по 1817 было выявлено подделок на устрашающую сумму в 5,6 миллионов рублей. Результатом явилось сокрушительное падение курса бумажных денег. Рубль на бумаге обменивали не более чем на двадцать копеек монетами.

"Синенькая" и "красненькая" образца 1819 года

В начале 1818 года заканчивалось строительство Экспедиции заготовления государственных бумаг, основанной Августином Августиновичем Бетанкуром. К осени уже была отпечатана партия двадцатипятирублёвок. Управляющим Александр Первый назначил князя А.Н. Хованского, который занял должность и управляющего Ассигнационным банком. При Хованском качество исполнения выпускаемых бумажных денег значительно возросло. Достаточно увидеть, как различаются бумажные деньги 1819 и 1840 годов (начало и конец тридцатидвухлетнего правления князя работами Экспедиции).

Кредитные билеты 1840 года

После проведения реформы серебряного монометаллизма в 1843 году появились новые кредитные билеты. Бумажный рубль приравнен к серебряному рублю с обязательным обменом кредиток на благородный металл или другую монету. По качеству выпущенные деньги заметно превосходили ассигнации, но гравёрные работы по-прежнему оставались не на должной высоте. Поэтому в обороте снова появились фальшивки. Каковы цены на государственные ассигнации 1769-1843 годов? Очень высокие, так как экземпляров того времени сохранилось не очень много.

Бумажные деньги 1843-1896 годов

Кредитные билеты периода 1843-1865 годов

Для улучшения качества бумажных денег и защиты от подделок Ф.Ф. Винберг отправился в командировку по Западной Европе, чтобы перенять опыт передовых производств той эпохи. По возвращении следует его назначение управляющим Экспедиции. Новинкой явилась пара бумагоделательных машин. На территории Экспедиции образованы художественная, гильоширная, гальванопластическая и фотографическая мастерские. Тогда и появились в оформлении красивые узоры большой сложности, что заметно затруднило подделку денег.

Кредитные билеты периода 1863-1864 годов

Результатом полученного опыта и проведённой модернизации был выпуск в 1866 и 1867 году кредитных билетов нового образца. Революцией было наличие металлографической (металографской) печати, водяные знаки с использованием полутонов, гильоширные розетки. С 1861 года Экспедиция стала коммерческим предприятием, получившим право выполнения частных заказов. На вырученные средства проведено широкое переоборудование производственных площадей.

Кредитные билеты образца 1866 года

В 1881 году Экспедиция подключена к электрическим сетям. Знаковым событием стало изобретение печати многокрасочного рисунка с одного клише ("Орловская печать"). Метод разработал Иван Иванович Орлов. В Экспедиции он оказался почти случайно. Планировался выпуск купюр на шёлковой ткани. Под этот проект и пригласили Орлова с ткацкой фабрики, где он работал мастером. Печатную машину Иван Иванович сконструировал сам. Но несомненной является заслуга и слесаря И. Стружкова, благодаря которому машина стала ротационной. Важное дополнение внёс и мастер-печатник А. Щербаков, обеспечив возможность к многокрасочному орловскому рисунку за тот же прогон добавить и типографский рисунок ещё одной краской. Многокрасочные оттиски орловской печати давали на выходе купюры, которые невозможно было подделать обычным типографским способом. Первыми в ряд бон, отпечатанных по новой технологии, встали кредитки достоинством в 25 рублей (1892 год) и 10 рублей (1894 год). Каковы рыночные цены государственных кредитных билетов 1843-1895 годов? Они достаточно высоки. Конкретная цена варьируется от множества параметров, одним из которых является востребованность боны для того, кто готов за неё заплатить.

Государственный кредитный билет 1894 года

Бумажные деньги 1898-1917 годов

Период устойчивого денежного обращения начался с эпохой золотого монометаллизма в 1897 году, когда по инициативе министра финансов С.Ю. Витте провели денежную реформу, приравняв курс рубля к золоту (полное золотое обеспечение бумажных денег). Кредитные билеты обрели полноценность и уважение всех слоёв населения, заняв главенствующую роль в денежном обороте, тогда как серебро и медь в виде разменных монет стали лишь вспомогательным средством. Сколько стоят бумажные деньги царской России этого периода? Цена зависит от сохранности купюры, от её встречаемости и от подписи. Например на рубле, датированном 1898 годом, может встретиться четыре варианта автографа: Плеске, Тимашев, Коншин или Шипов (и цена на билет с росписью Коншина может превышать стоимость точно такого же рубля, на котором расписался Шипов, раз в пять). Почему менялись подписи? Потому что (в отличие от монет) на купюрах не менялась дата. И это правило постепенно стало традицией печатного дела.

Фрагмент графического поля кредитного билета 1898 года

Трёхрублёвки прошли модификацию в 1905 году. Для большинства номиналов дизайн поменялся в 1909 году. Крупные номиналы изменили свой вид позже всех (1910 год для сторублёвки и 1912 год для купиры достоинством пятьсот рублей). Завершился период благополучия вступлением России в первую мировую войну. Многочисленные эмиссии пошатнули доверие к бумаге. Финальную точку поставил закон от 27 июня 1914 года, отменяющий обязательный размен бумажных денег на золото. Золотые монеты мигом исчезли из оборота. Вслед за золотом попряталось по кубышкам и серебро. А бумажные деньги печатались и печатались, выходя даже в виде почтовых марок.

Государственный кредитный билет 1909 года

Историю печати бумажных денег царской России, как ни странно, завершил не отрёкшийся от престола император Николай Второй, а Временное правительство, которое продолжило выпуск денег, неотличимых от прежнего дизайна, пока не скатилось к крохотным бумажным квадратикам - казначейским знакам в двадцать и сорок рублей. К октябрю 1917 года положение бумажных денег в России было плачевным. Да и сама денежная политика оставляла желать лучшего, ведь инфляция приравняла рубль к шести или семи копейкам в довоенной покупательной способности.

Фрагмент графического поля кредитного билета 1912 года

Маленькая статья не может в полной мере рассказать о расцвете и закате производства бумажных денег царской России. В качестве неплохого пособия по данной теме рекомендуем книгу "Бумажные деньги России" (авторы А.Э. Михаэлис и Л.А. Харламов), выпущенную к 175-летию Гознака, из которой позаимствованы представленные здесь иллюстрации.

Уже в середине XVIII века существовала потребность в реформировании системы наличного расчета в царской России. Основной расчетной единицей на тот момент являлись серебряные и медные монеты, стоимость которых выступала всеобщим эквивалентом на территории страны. Однако добывалось нужных металлов не так много, как требовалось, да и себестоимость добычи была очень высока. Еще в 1762 году Петром III была предпринята попытка создания государственного банка, который выпускал бы бумажные деньги - банкноты до 1000 рублей, однако его проект не был реализован.

Вновь вернулись к замыслу, выпуска бумажных денег, в 1769 году, когда и был учрежден Ассигнационный банк. Тогда были напечатаны ассигнации достоинством 25, 50, 75 и 100 рублей. Их отличительной чертой было наличие фигурной орнаментальной рамки, в которую были заключены не только обозначение номинала и места обмена денег в царской России, но и тисненая символика, которая служила защитой от подделки. Кроме того, по краям дополнительно располагались водяные знаки, а в углах – гербы.


В 1818 году купюры были заменены - предыдущие бумажные деньги, имевшие хождение на территории царской России, слишком легко подделывались. Теперь они выпускались на специальном более защищённом материале Экспедицией по заготовлению государственных бумаг, располагавшейся в Петербурге. На лицевой стороне ассигнаций теперь красовался масонский гербовый орел с опущенными крыльями. Кроме того, банкноты подписывались лично кассиром, выдавшим их, а также имели факсимильную подпись управляющего - князя Хованского, отличную для каждого номинала. На оборотной стороне указывалась цена купюры прописью. Денежные знаки изготавливались из специальной литой бумаги, которая для 5 рублей имела синий цвет, 10 - розовый, а для более высоких - белый. Кроме того, в ходе реформы была введена и банкнота номиналом 200 рублей.

В каталогах бумажных денежных знаков царской России приведены ориентировочные цены на ассигнации, стоимость купюр периода 1769 – 1817 гг. как правило, превышает сто тысяч рублей, не редки продажи когда аукционная цена превышает миллион. Цена на ассигнации 1818 – 1843 гг. естественно несколько пониже, но меньше чем за 50 тысяч приобрести их, даже в не самом лучшем, удовлетворительном состоянии, практически не реально.

Очередная денежная реформа в царской России произошла в 1843 году, когда появились первые кредитные билеты , приравнивающиеся по указанной на них стоимости уже к серебряной монете. На лицевой стороне был изображен уже привычный герб Российской Империи, а также указание номинала и подписи ответственных за выпуск лиц, включая директора государственного банка. Кроме того, на данной части банкноты наносились и номера, причем для каждого номинала применялся свой собственный гарнитур шрифта. Достоинство купюры, также дублировалось в текстовой и цифровой форме, а с обратной стороны находилась выдержка из царского манифеста о хождение кредитных билетов. Для защиты бумажных денег от подделки данная информация была набрана тремя разными шрифтами в строго определенной последовательности.



В связи с развитием полиграфии и совершенствованием качества печатания с 1866 года было принято решение выпускать банкноты более высокого уровня защиты. Они создавались методом металлографской печати с использованием специальных красок и розеток. Лицевая сторона теперь была украшена императорскими регалиями и факсимильными подписями ответственных лиц, а на оборотную сторону наносились портреты известных правителей царской России. Кроме того, отличительной чертой купюр, имевших хождение с 1866 года , было наличие водяных знаков с полутонами.


Цены, указанные в каталогах российских банкнот, даже на самые распространенные кредитные билеты середины XIX века начинаются с 10 – 15 тысяч. Сохранилось купюр этого периода очень мало, так как все они в течение достаточно большого времени обменивались без каких либо ограничений. Более детально стоимость бумажных денег этого периода можно посмотреть в специализированных каталогах по бонистики.

В 1887 году появились новые бумажные деньги , изготовленные с использованием двухцветной печати, украшение которых было выполнено в «русско-византийском» декоративном стиле. Отличались эти банкноты и наличием впрессованных в них шелковых нитей, повышавших степень защиты. 1 и 3-х рублевые купюры этого выпуска, формально имели силу до 1922 года, они сохранялись в обороте вплоть до первых денежных реформ Советской власти - однако постепенно изымались по мере печати новых купюр.



С 1892 года бумажные деньги в царской России стали многоцветными - при их создании применялась радужная, переливающаяся цветами, так называемая «орловская печать». Подразумевавшая использование единого клише для формирования многоцветного изображения. В стилистике купюр образца 1892 – 1895 гг. применялись изображения женщины, символизировавшие великую Россию в шапке Мономаха.

В ходе реформы Витте с 1898 года была сформирована потребность в выпуске новых бумажных денег . Их основным отличием от старых банкнот стало указание о возможности обмена кредитных билетов на золото. Кроме того, была принципиально обновлена купюра в 50 руб., она стала выпускаться с портретом Императора Николая 1, и появился новый кредитный билет в 500 рублей с портретом Петра 1.



Последние купюры царской России были выпущены в 1905-1913 гг. Они содержали металлографическую печать до 5 цветов в одной стороне бумаги, а также отличались совершенно новой стилистикой, предполагавшей использование сложных орнаментов для денежных знаков в 3, 5 и 10 руб. 25 рублей стали портретными, с изображением Александра 3. В ходе печати некоторому обновлению подвергались банкноты, номиналами 100 и 500 рублей.

Ориентировочные цены на банкноты царской России конца 19, начала 20 века указаны в статьях данного сайта посвященных этим денежным знакам.

29 декабря 1768 года Екатерина II подписала манифест о введении в России ассигнаций – так в России появились первые бумажные деньги. В Санкт-Петербурге и Москве были учреждены отделения Ассигнационного банка, получившего эксклюзивное право эмиссии ассигнаций. В манифесте говорилось, что ассигнации имеют хождение наравне с монетой и подлежат немедленному обмену на монеты по первому требованию в любых количествах.
Появление ассигнационных рублей было вызвано большими расходами правительства на военные нужды, приведшими к нехватке серебра в казне (поскольку все расчёты, особенно с зарубежными поставщиками, велись исключительно в серебряных и золотых монетах). Нехватка серебра и огромные массы медных денег во внутрироссийском торговом обороте приводили к тому, что крупные платежи было крайне сложно осуществлять. Так уездные казначейства были вынуждены при сборах подушных податей снаряжать целые экспедиции, поскольку для перевозки в среднем каждых 500 рублей налога требовалась отдельная подвода. Всё это вызвало необходимость введения своего рода векселей для крупных расчётов.

С 1 января 1769 года стали выпускаться ассигнации четырех достоинств: 25, 50, 75 и 100 рублей. Их печатали черной краской на белой бумаге с водяными знаками. Деньги этого выпуска имели примитивный внешний вид, что упрощало фальсификацию. Размер ассигнаций составлял 190 х 250 мм. На фото: 25 рублей 1769 года.


Второй тип ассигнаций стал выпускаться в 1786 году. Для печати стала использоваться цветная бумага, изготовленная на специальной мануфактуре в Царском Селе. В обиходе бумажные деньги часто именовались по расцветке. На фото: ассигнация номиналом 5 рублей или «синенькая» 1794 года. 173 х 134 мм.


В 1802-1803 годах были заготовлены новые ассигнации номиналом 5, 10, 25 и 100 рублей, но они так и не вышли в обращение. Банкноты этого типа известны только в образцах. Номер 515001 одинаков на всех ассигнациях выпуска. Размеры денежных знаков каждого номинала неодинаковы.


1 января 1820 года начался обмен старых 5 и 10-рублёвых ассигнаций на новые. Цвет бумаги остался прежним, но рисунок претерпел значительные изменения. Ассигнации этого типа выпускались и находились в обращении до 1843 года. На фото: 5 рублей 1821. 180 х 132 мм.


В 1840 году в результате денежной реформы министра финансов Канкрина ассигнационный рубль был упразднён. Привязанные ранее к ассигнационному рублю медные монеты вновь получили жёсткий курс обмена с серебром, а сам серебряный рубль в виде монеты был дополнен депозитными, а с 1843 года кредитными билетами. На фото: 10 рублей 1840. 145 х 100 мм.


50 рублей 1841 г.

10 рублей 1854 г. 115 х 160 мм


В 1869 году в обращение вводятся кредитные билеты нового типа (образца 1866 года). Номиналы 5, 10, 25, 50 и 100 рублей содержали портреты русских правителей, положившие начало традиции изображения на деньгах государственных деятелей. На фото: купюра 100 рублей 1872. 180 х 102 мм.


10 рублей, государственный кредитный билет 1882 года.


10 рублей 1894 г. 104 х 174 мм.


В 1895-1898 годах под руководством Сергея Витте была проведена денежная реформа, в ходе которой основой обращения стал золотой рубль, включавший 17,424 долей чистого золота (около 0,77 грамм). Золотые монеты имели свободное хождение наравне с бумажными кредитными билетами. На фото: государственный кредитный билет 1 рубль 1898 года. 142 х 83 мм.


100 рублей выпуска 1898 года. Традиционный цвет купюры - жёлто-бежевый, пастельных оттенков. Из-за изображённой Екатерины II купюру прозвали в народе «катенька». 260 х 122 мм.


Банкнота достоинством 50 рублей образца 1899 года. На лицевой стороне изображён Николай Первый. 188 х 118 мм.


Банкнота "петенька" достоинством 500 рублей образца 1912 года. Лицевая сторона с изображением императора Петра Первого. Впервые за всю историю России купюра такого большого номинала была разработана в 1897 году, в 1898 выпущена в обращение. Размер купюры больше А4, 275 х 128 мм.

10-рублевую купюру в народе в дореволюционной России называли «красненькая», «красная» или «червонец».

Например, в четвертой части романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» читаем: «Мирон Григорьевич, порывшись в сундуке, достал засаленный платок, развязал его; шелестя хрусткой бумагой, отсчитал десять “красненьких”».

В фондах музея-заповедника М.А. Шолохова хранится коллекция бонистики конца XIX - начала XX века, в которой имеются «красненькие» - государственные кредитные билеты достоинством 10 рублей образца 1909 года.

В обращение кредитные билеты были выпущены 1 декабря 1910 года согласно указу от 29 апреля 1909 года, печатались до 1919 года, находились в обращении до 1 октября 1922 года. По количеству выпущенных литерных серий 10 рублей образца 1909 г. уступают только 3 рублям серии 1905 г., самой ходовой банкноте в денежном обращении предреволюционной России. Десятирублёвая купюра была для населения оптимальным вариантом хранения сбережений: с одной стороны, она была достаточно «дорогой», в которой было выгодно хранить сбережения, с другой - относительно общедоступной.

К началу ХХ века технология печатания денег переживала расцвет. Именно в это время Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг (ныне фабрика Гознак) привлекла к сотрудничеству знаменитых живописцев и граверов - Я. Рейхеля, А. Зауэрвейда, Ф. Лундина, П. Ксидиаса. В результате многолетних творческих поисков был найден образ «русской валюты».

Государственный кредитный билет достоинством 10 рублей был оформлен в светло-красных тонах с органичным вплетением салатного, светло-зелёного и фиолетового тонов. Среди всей серии купюр образца 1909 года это была самая «расцвеченная» купюра: допускалась вариация основного фона банкноты. Среди дошедших до нас кредитных билетов встречаются купюры оттенков от кирпичного до тёмно-розового; рисунок на оборотной стороне имеет вариации от тёмно-фиолетового до коричневатого тонов. В оформлении купюры были видны яркие черты стиля «модерн»: множество символических элементов, отражающих благополучие государства.

Лицевая сторона содержала все основные полезные элементы банкноты: малый государственный герб государства образца 1883 года, номинал, надпись об обмене бумажных денег на золото, факсимильные подписи управляющего и кассира, указывались шестизначный порядковый номер и двухлитерная серия.

На оборотной стороне банкноты печатались три параграфа из указа о правилах их обращения: «1. Размен Государственных кредитных билетов на золотую монету обеспечивается всем достоянием Государства. 2. Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей Империи наравне с золотою монетою. 3. За подделку кредитных билетов виновные подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу». Основной композицией и на лицевой, и на оборотной сторонах являлись свешивающиеся пышные гроздья всевозможных плодов и цветов, которые служили неплохим средством защиты от подделки: кажущаяся симметричность композиции обманчива.

"Д енежные знаки и боны – наиболее объективные и красноречивые документы истории не только в силу своего официального происхождения, но также в виду общественно-рыночной их значимости, как показатели материального благополучия и взаимоотношений различных общественных классов в данный исторический момент… Помимо этого – боны и дензнаки символизируют современные им политические события, войны, борьбу партий, смену властей, идеологию правящих классов. Эволюция общества, революционные скачки и сдвиги общественных классов, победы и поражения борющихся, открытые и скрытые закулисные влияния на данное правительство – все это находит свое отражение в бонах и дензнаках эпохи. В художественном отношении денежные знаки и боны часто представляют из себя богатейшее собрание образцов современного графического искусства, шедевры национальных красивых и стильных рисунков, орнаментов, символических или реалистических изображений, неповторяемых композиций сюжетов и сочетаний красок, много говорящих о данной эпохе вдумчивому наблюдателю. Наконец, - даже техническое исполнение тех или иных бон и дензнаков уже много говорит пытливому уму человека, останавливая его внимание на качестве бумаги, рисунков и красок характеризующих бумажную, химическую и москательную отрасли современной промышленности. Далее – сама печатная работа, изготовление и исполнение водяных знаков, если таковые имеются, - все это до некоторой степени характеризуют современную технику и полиграфию.

Словом – бумажные денежные знаки и боны служат показателем культуры, экономического развития и благосостояния народа, его общественного и политического устройства, зеркалом в котором отражается вся его история".

[ 1 ]


Прав был Вольтер, сказав, что кто не знает прошлого, тот не знает – ни настоящего, ни будущего, ни самого себя.

В довершение пространных и местами абстрактных рассуждений следует отметить, что эти цветные бумажки и металлические кругляшки держали в руках Ваши пра-радедушки и пра-прабабушки. Трудно выскзазать, какие чувства и мысли обуревали их в это время; что они планировали, чего боялись, чего достигли, чему радовались... Но то,что целая буря чувств, эмоций, мыслей и деяний вызвана каждым из этих замечательных творений - сомневаться не приходится.

Быть может пришло время снова взять эти старинные денежные знаки в руки и подключиться к информационному потоку из далекого прошлого. Ну если не взять в руки, так посмотреть...

Итак:

Денежные знаки Российской Империи, выпущенные в период их свободного размена на золотую монету.

В конце XIX-го столетия бурное социально-экономическое развитие России побудило правительство к радикальному изменению всего устройства денежного обращения. 29 августа 1897 г. Государь Император подписал новый эмиссионный закон, который регулировал выпуск кредитных билетов в обращение и принципы их обеспечения золотом. В соответствии с этим законом Государственному банку было разрешено выпустить в обращение кредитные билеты на сумму в 600 млн. руб. из того расчета, чтобы покрытие их золотом составляло 50% от этой суммы и остальные 50% выпускались бы под залог частных коммерческих векселей на недвижимое имущество и землю. При выпуске денежных знаков сверх 600 млн. руб. каждый кредитный рубль превышения должен быть обеспечен золотом на 100 %.

С принятием этого закона, предусматривавшего свободный размен кредитных билетов на золото, возникла необходимость в помещении нового разъяснительного текста на банкноты. Надпись на ранее выпущенных билетах гласила, что они обращались на всей территории Российской Империи на ровне с серебряной монетой и разменивались кассой Государственного банка на золотые деньги не по номинальной стоимости, а в соответствии с курсом золотой монеты относительно серебряной. Так как курс золота постоянно повышался относительно серебра, а вес и проба монет оставалась неизменной, то со временем покупательная способность золотых монет становилась выше. К 1890-м годам в стране сложилась непотребная система ценообразования, при которой за один и тот же товар приходилось платить разную цену в номинальном исчислении в зависимости от монетного металла. Закон от 29 августа 1897 г. , уничтожил это противоречие, установив в качестве единственного и абсолютного мерила ценности товара золотой рубль. Но после введения в стране системы золотого монометализма (так называется денежная система основанная на золотом счислении) укоренившаяся за десятилетия привычка к старым правилам выражения цены приводила к недоразумениям в расчетах и даже к злоупотреблениям. Жертвами, как правило, становились богатые иностранцы или, напротив, малограмотные слои населения. Закон от 14 ноября 1897 г. "Об изменении надписей на кредитных билетах" предусматривал текст следующего содержания: "Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничений суммы (руб. = 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота). Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей Империи наравне с золотой монетой". Кредитные билеты предыдущих выпусков изымались из обращения по мере их естественного износа и поэтому массовая доля новых кредитных билетов в денежном обращении постоянно росла и с начала ХХ-го века по 1917 г. они составили основу денежной наличности.

Здесь, видимо, не лишне разъяснить некоторые старорежимные термины, значение которых сейчас основательно подзабыто. Некоторые из них встречаются в надписях старинных кредитных билетов и вызывают вопросы у нас, людей нового времени. Людям же позапрошлого столетия они были хорошо известны. Во первых, что означает 17,424 долей чистого золота? Много ли это, или мало? Долей чего? Все проясняется, если вспомнить русскую дометрическую систему мер и весов, согласно которой: 1 пуд = 40 русским фунтам = 16,380 кг; 1 русский фунт = 96 золотникам = 409,512 г; 1 золотник = 96 долям = 4,26 г. ; 1 доля = 0,044 г. Таким образом - доля, это старинная русская единица веса, равная 0,044 грамма. Отсюда следует, что один золотой рубль был эквивалентен 0,044 х 17,424 = 0,766656 г чистого золота (1000-ной пробы). При желании, учтя современные цены на золото, можно рассчитать ценность старорежимного рубля по отношению к современному. Но это так - в порядке эксперимента. Во вторых, что такое империал? Ответ прост - это золотая монета, содержащая чистого золота на 15 рублей.

Если на 1 января 1897 г. золотых монет в обращении было на 36 млн. рублей, то через 2 года их было уже в 12,5 раза больше (451,4 млн. руб). Кроме империалов (15 руб.) и полуимпериалов (7,5 руб.) в 1897 г. начинается чеканка монет в 1/3 империала (5 руб.), а в конце 1898 г. начинается чекан золотых десяток (2/3 империала). Кроме того, в обращении была оставлена вся медная и серебряная монета прежних лет. Но серебро из основного денежного металла было превращено во вспомогательное разменное средство обращения. Расчеты в высокопробным серебром между частными лицами были ограничены 25-ю рублями, а низкопробным билоном 3-я рублями на душу населения. Следует отметить, что при свободном размене на золото, население быстро утратило привычку к накоплению золотой монеты и, в большинстве своем, предпочитало бумажные банкноты, как более удобные и защищенные от подделки.

Все банкноты получили любовные народные прозвища: рубль - "рыжик" и "конарейка", трешка - "зелененькая", пятирублевка - "слива", десятка - "красненькая", вожделенная мечта российского верноподданного - сторублевка стала "катенькой", а весомая пятисотрублевка почтительно величалась - "Пётр". В 1914 г. с началом 1-й Мировой войны, размен кредитных билетов на золото был прекращен с формулировкой "временно до окончания военных действий". Но последующие исторические процессы привели к полному крушению Империи и обязательствам российского министерства финансов не суждено было сбыться уже никогда. Царские кредитные билеты этого типа находились в обращении и при Временном правительстве и при ленинском. Они утратили платежную силу и были изъяты из обращения в процессе советской денежной реформы 1922 г. Ниже экспонируются государственные кредитные билеты, выпущенные с новой законоуточняющей надписью по закону от 14 ноября 1897 г.


Г осударственный кредитный билет образца 1898 г. номиналом в 1 рубль. Эмиссировался с 1898 по 1917 год. В условиях 1-й Мировой войны с 1915 г. они печатались без индивидуальной шестизначной номирации, которая для ускорения производства была заменена обозначением серии из двух литер и трех цифр. В начале ХХ-го века эта купюра достоинством в 1 рубль могла составлять очень хороший дневной заработок наемного работника на тяжелых физических работах. Цвет рублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.

Г осударственный редитный билет образца 1905 г. номиналом 3 рубля. Выпускался с 1905 по 1917 гг. В начале ХХ-го века этой купюрой мог быть оплачен воз хорошего сена или железнодорожный билет от Пензы до Москвы. Цвет трехрублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.


Г осударственный кредитный билет образца 1909 г. номиналом 5 рублей. Денежный знак эмиссировался с 1909 по 1917 г. При Временном правительстве в условиях 1-й Мировой войны с 1917 г. он печатался без индивидуальной шестизначной номирации, которая для ускорения производства была заменена обозначением серии из двух литер и трех цифр (этот вариант показан на иллюстрации). В начале ХХ-го века эта купюра могла составлять месячный заработок наемной кухарки (при хозяйских харчах) или месячный оклад официанта в непрезентабельном трактире (без учета чаевых). Цвет пятирублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.

Г осударственный кредитный билет образца 1909 г. номиналом 10 рублей. В начале ХХ-го века этой купюрой можно было оплатить изготовление двух фотографических портретов малого формата, каждый из которых воспроизведен в двенадцати дубликатах. Цвет десятирублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.

Г осударственный кредитный билет образца 1909 г. номиналом 25 рублей. В начале ХХ-го века этой купюрой можно было оплатить сезонное проживание всей семьи на съемной даче в Ахунах или оплатить годовое обучение чада в одной из Пензенских гимназий. Цвет оборотной стороны 25-рублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.

Г осударственный кредитный билет образца 1899 г. номиналом 50 рублей. Несмотря на кажущуюся простоту оформления, эта банкнота до сих пор является самым защищенным от подделки денежным знаком. До сей поры ни кому не удалось исполнить ее качественную полиграфическую подделку. Поэтому Министерством финансов было принято бесприцендентное решение об ее эмиссии без водянных знаков, так как для ее защиты было достаточно примененных полиграфических средств. В начале ХХ-го века эта купюра могла составлять месячную заработную плату муниципального чиновника средней руки или школьного учителя.

Г осударственный кредитный билет образца 1910 г. номиналом 100 рублей. В начале ХХ-го века тридцатью такими купюрами можно было оплатить современный для того времени спортивный автомобиль "Форд".

Г осударственный кредитный билет образца 1912 г. номиналом 500 рублей. Фантастически крупный денежный знак, эквиволентный 22-м граммам чистейшего золота 1000-ной пробы. Его обладатель мог планировать покупку уютного деревянного жилого домика с мезонином, усадьбою и садиком где либо на Песках или Инвалидной слободке.

Денежные знаки, выпущенные в период 1-й Мировой войны при Временном правительстве.




А этот раздел имеет особое отношение к пензенской истории. Вернее сказать "не имеет", а является ее неотъемлемой, но несколько подзабытой частью. Ибо все эти денежные знаки изготовлены здесь, в этом городе.

Денежные знаки Советской России, отпечатанные в 1919-1921 годах на Пензенской печатной фабрике Экспедиции заготовления государственных ценных бумаг.

В начале 1918 г. красный Петроград становится прифронтовым городом и советское правительство принимает решение о переносе столицы молодого советского государства в Москву. Вместе с правительством, Петроград должны были покинуть все советские госучреждения, архивы и предприятия, обеспечивающие жизненно-необходимые функции новой власти. В числе первых подлежала эвакуации Петроградская печатная фабрика Экспедиции заготовления государственных ценных бумаг (ЭЗГЦБ), способная обеспечить весь объем производства государственных денежных знаков, почтовых марок, ценных бумаг, документарных бланков и особоважных удостоверений.

Исполнить масштабный переезд и пуск фабрики на новом месте в короткие сроки было технически невозможно. В этой ситуации было приняло решение о дроблении фабричного оборудования на несколько технологически завершенных партий и эвакуации их в разные городоа, достаточно удаленные от фронта и полностью подконтрольные советской власти. Специальные уполномоченные представители фабрики были командированы в Самару, Саратов и Пензу для выяснения обстановки на местах. Каждый из них получил удостоверение, подписанное самим Лениным, дающее широкие права конфискаций и реквизиций всего необходимого для устройства отделений ЭЗГЦБ в указанных городах. В результате обследования для размещения отделения Экспедиции была выбрана Пенза, как обладающая достаточным количеством квалифицированных типографских рабочих, наличием бумажной фабрики Сергеева и развитой сетью железных дорог. На юго-восточной окраине города нашлось и подходящие здания - пустующие корпуса "Пензенского трубочного завода", возведение которого началось в 1916 г. для производства артиллерийских взрывателей, но остановленное из-за трудностей военного времени и грянувшей революционной анархии.

В марте 1918 г. В.И. Ленин направляет управляющему Экспедицией ценных бумаг Михаилу Константиновичу Лемке, предписание, согласно которому в случае необходимости следует уничтожить все оборудование и печатные формы, вывоз которых из Петрограда не представлялось возможным. После чего в экстренном порядке Экспедиция должна выехать в Пензу для обустройства там печатной фабрики. Управляющий Пензенским отделением Экспедиции был назначен первый заместитель М.К. Лемке, старейший работник ЭЗГЦБ, перешедший на сторону советской власти - Павел Васильевич Калакуцкий. В конце мая, когда первый эшелон с уникальными печатными машинами орловской печати, запасами бумаги и печатными формами добрался до Пензы, в ней вспыхнул мятеж чехословацкого корпуса. Во время боев за Пензу и последующего грабежа сверхсекретные орловские машины, к счастью, не пострадали, но несколько машин плоской печати типа «американка» и бумажные запасы были реквизированы чехословацкими легионерами для своих нужд. Не смотря на многочисленные трудности, в ноябре 1918 г. к первой годовщине советской власти на Пензенской печатной фабрике ЭЗГЦБ были выпущены юбилейные почтовые марки Советсой России. Для печати марок были использованы клише, гравированные при прежнем - Временном правительстве. Поэтому на марках наименование государства «Россiя» исполнено еще по законам старой орфографии, к тому времени уже реформированной одним из декретов советского правительства.

В апреле 1919 г. в Пензе начинается производство советских кредитных билетов с клише, так же изготовленных еще при Временном правительстве. В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 15 мая 1919 г. "О выпуске в обращение новых кредитных билетов образца 1918 года" была проведена масштабная эмиссия новых денежных знаков Советской России, которые стали обслуживать денежное обращение наравне с денежными знаками прежних лет – царскими, «керенками» и «думками». Изъятие денежных знаков предыдущих правительств, в соответствии с условиями выпуска новых кредитных билетов, не планировалось. Деньги РСФСР этого вида печатались с 1919 по начало 1921 г. В обращение были выпущены "Государственные кредитные билеты образца 1918 г." достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100, 250, 500 и 1000 рублей. Временному правительству не удалось исполнить все намеченные проекты своих денежных эмиссий, так как тому помешала Октябрьская революция. Печатные формы денежных знаков, подготовленные Временным правительством для своих финансовых проектов, были востребованы правительством РСФСР для выпуска в экстраординарных условиях своих денежных знаков. Поэтому денежные знаки Советской России не имели советской символики. На них можно увидеть исторически несовместимые элементы оформления - герб ушедшей буржуазной России и дату "1918" - то есть год, когда уже была установлена советская власть. На кредитных билетах в строке "Управляющий" проставлено факсимиле главного комиссара Народного банка РСФСР Г. Пятакова. Индивидуальная нумерация билетов не предусматривалась и для ускорения производства была заменена обозначением серий.