Социальное страхование финансовая система социального страхования. Вопрос. Финансовая система социального страхования. Система обязательного социального страхования

В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование, которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Регулирует отношения в системе обязательного социального страхования Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», но действие данного Закона не распространяется на обязательное государственное страхование, которое регулируется специальным законодательством РФ. Закон определяет:

  1. правовое положение субъектов обязательного социального страхования;
  2. основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей;
  3. ответственность субъектов обязательного социального страхования;
  4. устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» устанавливает основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

  1. устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
  2. всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  3. государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  4. государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  5. паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  6. обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  7. ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  8. обеспечение надзора и общественного контроля;
  9. автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Статья 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе



Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины:

страховой взнос - обязательный платеж на обязательное социальное страхование;

тариф страхового взноса - ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц;

социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование;

страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию;

обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее - страховое обеспечение) - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;



страховой стаж - суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов;

средства обязательного социального страхования - денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.

3. Правовые основы обязательного социального страхования.

Одна из форм обязательного страхования, при котором страхо­вые отношения возникают в силу закона, - обязательное социальное страхование.

Общей правовой основой осуществления обязательно­го социального страхования является Закон Российской Федерации от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социаль­ного страхования»1, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Россий­ской Федерации»2, Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Россий­ской Федерации»3, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»4.

Обязательное социальное страхование представляет собой сие- тему создаваемых государством правовых, экономических и органи­зационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодатель­ством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессиональ­ного заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необхо­димости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Обязательное социальное страхование представляет собой неотъемлемую часть государственной политики по защите населения. Его правовую базу составляют нормы финансового, трудового, гражданского права, права социального обеспечения. Основополагающим законом является Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. , а также иные федеральные законы и подзаконные акты, законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование в Российской Федерации должно осуществляться на основании следующих принципов:

Устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, достигаемой эквивалентностью страхового обеспечения и страховых взносов;

Всеобщего обязательного характера социального страхования, доступности для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

Государственной гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

Государственного регулирования системы обязательного социального страхования;

Паритетности участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

Обязательности уплаты страхователями страховых взносов в бюджета фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

Ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования;

Обеспечения надзора и общественного контроля;

Автономности финансовой системы обязательного социального страхования.

В зависимости от характера события (страховой риск), влекущего изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан и в случае наступления которого осуществляется социальное страхование, они делятся на следующие виды:

Необходимость получения медицинской помощи;

Временная нетрудоспособность;

Трудовое увечье и профессиональное заболевание;

Материнство;

Инвалидность;

Наступление старости;

Потеря кормильца;

Признание безработным;

Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования. К видам страхового обеспечения законодатель относит:

1) оплату медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсию по старости;

3) пенсию по инвалидности;

4) пенсию по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Субъектами обязательного социального страхования являются:

страхователи - организации, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи). К страхователям относятся и органы исполнительной власти, и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами уплачивать страховые взносы;

страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;

застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика - с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - уплата ими или за них страховых взносов.

Застрахованные лица наделены соответственно правами и обязанностями. В частности, они имеют право на своевременное получение страхового обеспечения, на участие в управлении обязательным социальным страхованием, на защиту своих прав. Застрахованные лица обязаны вносить страховые взносы, если это предусмотрено законом, а также своевременно предъявлять страховщику документы, служащие основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения.

Страховщики имеют право проверять представленные документы, назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая, взыскивать со страхователей недоимки по страховым взносам, представлять им отсрочку уплаты страховых взносов и другие права. К обязанностям, возлагаемым на страховщиков, относятся обеспечение сбора страховых взносов, своевременная выплата страхового обеспечения, подготовка обоснования тарифов, осуществление регистрации страхователей, бесплатное консультирование по вопросам обязательного социального страхования, а также иные обязанности.

Страхователи как самостоятельные субъекты данных отношений также наделены правом участвовать через своих представителей в управлении обязательным социальным страхованием, бесплатно получать информацию и консультации по вопросам страхования, пользоваться льготами и отсрочкой уплаты страховых взносов, защищать свои права. Обязанности страхователей включают в себя постановку на учет и снятие с учета у страховщика в определенные законодательством сроки, уплату страховых взносов, предъявление необходимых страховщику документов и сведений, выплаты определенных видов страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

В Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» законодатель не только определяет данный вид страхования как систему мер, осуществляемых государством в целях компенсации гражданам различного рода социальных последствий, связанных с наступившими социальными страховыми рисками, но и отмечает необходимость государственного управления системой обязательного социального страхования. Государственное управление возлагается на Правительство Российской Федерации, которое создает страховщиков, осуществляющих обязательное социальное страхование.

Статья 15. Бюджетный процесс в системе обязательного социального страхования

1. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период утверждаются федеральными законами.

2. Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации порядке.

Статья 16. Особенности бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Статья 17. Источники поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:

страховые взносы;

межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

штрафные санкции и пеня;

денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Статья 18. Установление тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование

1. Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом.

2. Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

3. Особенности установления тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статья 19. Расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчеты об их исполнении

1. Денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

2. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.

Статья 20. Уплата страховых взносов

Уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статья 22. Порядок назначения и выплаты страхового обеспечения

1. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

2. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статья 23. Учет денежных средств обязательного социального страхования

1. Денежные средства обязательного социального страхования учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

2. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

Статья 24. Государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования

1. В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных федеральными законами расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

2. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.


Похожая информация.


Основные положения по системе социального страхования утверждены в Федеральном законе N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 года.

Управление системой ОСС

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации (в соответствии с Конституцией РФ) и законодательством РФ.

Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, созданные Правительством РФ, в соответствии с федеральным законодательством конкретных видов обязательного социального страхования. Основным страховщиком на территории Российской Федерации является Фонд социального страхования РФ. Денежные средства обязательного социального страхования принадлежат федеральной государственной собственности.

Хозяйствующая организационно-правовая форма у страховщиков устанавливается федеральным законодательством по конкретному виду обязательного социального страхования. Страховщиками осуществляется эффективное распоряжение средствами по обязательному социальному страхованию.

Социальные партнеры (например, профсоюзы) имеют право на паритетность в управленческих органах фондов конкретного вида обязательного социального страхования.

Контроль в системе ОСС

Финансовая деятельность страховщиков системы обязательного социального страхования контролируется в соответствии с законодательной базой Российской Федерации.

Профсоюзы имеют право осуществлять профсоюзный контроль над целевым использованием денежных средств в обязательном социальном страховании.

Полномочия системы ОСС

Полномочия государственной власти федеральных органов в системе социального страхования заключаются в следующем установлении:

  • основ в правовом регулировании социального страхования;
  • видов по социальному страхованию;
  • круга лиц, которые подлежат социальному страхованию и имеют право на государственное страховое обеспечение;
  • условий размеров страхового обеспечения и их назначения;
  • порядка по принятию бюджетов фонда конкретного вида социального страхования, порядок их исполнения;
  • утверждение и отчет об исполнении бюджетов фондов ОСС;
  • тарифов по страховым взносам конкретных видов социального страхования;
  • базы по начислению страховых взносов, расчет предельной величины данной базы, порядок взимания платежей, порядок осуществления по страховым выплатам;
  • ответственности участников системы социального страхования в случае нарушения законодательства Российской Федерации;
  • порядок хранения денежных средств системы социального страхования и гарантии устойчивости всей финансовой системы социального страхования;
  • общее управление в системе социального страхования.

Финансовая система ОСС

Общая финансовая система обязательного социального страхования состоит из бюджетов фондов по конкретному виду обязательного социального страхования. Бюджеты фондов по конкретным видам ОСС на очередной плановый период или финансовый год утверждаются федеральным законодательством. Проекты данных федеральных законов вносятся на рассмотрение Государственной Думы Правительства РФ по установленному Бюджетному кодексу РФ.

Бюджеты фондов по конкретным видам ОСС не входят в состав общего федерального бюджета, местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ. Денежные средства не подлежат изъятию из бюджетов фондов по конкретным видам обязательного социального страхования.

Источники финансирования системы ОСС

К источникам поступления финансов в бюджеты фондов по конкретным видам обязательного социального страхования относятся:

  • страховые взносы;
  • трансферты меж бюджетами из общей бюджетной системы РФ, предусмотренные законодательством РФ;
  • пеня и штрафные санкции;
  • возмещение регрессных требований страховщиков;
  • инвестиционная деятельность;
  • прочие поступления, не конфликтующие с законодательством РФ.

Тарифы в системе ОСС

Тарифы в системе социального страхования устанавливаются федеральным законодательством. Разграничение тарифов по страховым взносам на ОСС производится с учетом вероятности наступлений социальных страховых рисков и возможностью исполнения предстоящих страховых обязательств.

Особенности по установлению тарифов на страховые взносы по обязательному социальному страхованию, а также порядок по их разработке и рассмотрению определяется федеральным законодательством на конкретные виды по обязательному социальному страхованию.

Расходная часть в системе ОСС

Денежные средства из бюджетов фонда по конкретному виду обязательного социального страхования используются для целей, установленных федеральными законодательными актами на конкретные виды по обязательному социальному страхованию.

Нецелевое использование денежных средств из бюджетов фондов ОСС не допускается и несет за собой правовую ответственность для должностного лица, допустившего указанное нарушение.

Отчетные документы по исполнению бюджетов ОСС за конкретно взятый период (финансовый год) вносится Правительством РФ на рассмотрение Федерального Собрания РФ и утверждается федеральным законом.

В России действует три государственных внебюджетных фонда:

  1. Пенсионный фонд РФ (далее также - "ПФ РФ");
  2. Фонд социального страхования РФ (далее также - "ФСС РФ");
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее также - "ФФОМС").

Кроме того, в регионах действуют территориальные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования.

Обязательное социальное страхование .

Все эти фонды являются страховщиками в системе обязательного социального страхования и управляют денежными средствами , которые находятся в их ведении. Фонды являются некоммерческими организациями - финансово-кредитными учреждениями, созданными в целях реализации государственной политики в сфере обязательного социального страхования (далее также - "ОСС") и в более широком смысле - в сфере социального обеспечения . Каждый фонд имеет в своем распоряжении бюджет , находящийся за пределами федерального бюджета, отсюда и название - "внебюджетные".

Страховые случаи .

В основу любого страхования заложена вероятность наступления события в жизни застрахованного лица, последствия которого неблагоприятно сказываются на его материальном положении, эти вероятные события для целей страхования называются страховыми случаями, назовем их:

  • достижение пенсионного возраста;
  • наступление инвалидности;
  • потеря кормильца;
  • заболевание;
  • травма;
  • несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание;
  • беременность и роды;
  • рождение ребенка (детей);
  • уход за ребенком в возрасте до полутора лет;
  • другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

1.1. Пенсионный фонд РФ является страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования. Данный вид страхования финансируется за счет средств бюджета ПФ РФ, в том числе за счет средств, направляемых туда из федерального бюджета. Для бесперебойной работы системы финансовые средства должны упорядоченно а) поступать в бюджет и б) расходоваться из него.

Страховые взносы .

Средства фонда формируются за счет страховых взносов. Они индивидуальны и обязательны, как и налоги , но, в отличие от последних, возмездны, т.к. впоследствии обеспечивают гражданину получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Именно за счет взносов образуются средства, которые выплачиваются застрахованным по наступлении страховых случаев.

Страховое обеспечение .

Обязательное страховое обеспечение - это выплата:

  1. трудовой пенсии ;
  2. социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Другие выплаты.

Кроме обязательного страхового обеспечения Пенсионный фонд выплачивает:

  1. пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии государственных служащих (за счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров);
  2. социальные выплаты отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям РФ и др.
  3. материнский (семейный) капитал .

Министерства вносят эти проекты в Правительство РФ вместе с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов. Если вносится проект бюджета с дефицитом, то утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Затем

Правительство РФ вносит проекты бюджетов в Государственную Думу .

Государственная Дума.

Из Государственной Думы проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассылаются Президенту РФ , в Совет Федерации , другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в

Счетную палату РФ на заключение.

Первое чтение.

Проекты должны быть рассмотрены на пленарном заседании Государственной Думы в первом чтении до рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.

Предмет первого чтения:

  1. прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов , в т.ч. поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  2. общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
  3. дефицит (профицит) бюджета государственного внебюджетного фонда РФ.

Второе чтение.

Предмет второго чтения:

  1. распределение расходов на очередной финансовый год и плановый период по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов;
  2. источники финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда РФ в очередном финансовом году и плановом периоде;
  3. текстовые статьи проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная Дума рассматривает проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ во втором чтении в течение 25 дней после их принятия в первом чтении.

Третье чтение.

Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период в течение 10 дней со дня их принятия во втором чтении.

Проекты принимаются в целом. Принятые федеральные законы в течение пяти дней со дня их принятия передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

Совет Федерации.

Совет Федерации направляет принятые Государственной Думой федеральные законы в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение бюджета.

Срок рассмотрения законов со дня представления Государственной Думой - 14 дней. Федеральные законы голосуются на предмет одобрения в целом. В течение пяти дней со дня одобрения законы направляются Президенту РФ для подписания и обнародования.

Отклонение.

В случае отклонения законов Советом Федерации они передаются для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованные федеральные законы.

Государственная Дума повторно рассматривает федеральные законы в одном чтении.

Региональный уровень.

Страховые взносы - это один из источников поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования.

Плательщики.

Обязанность уплачивать страховые взносы лежит на страхователях, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам :

а) организации;
б) индивидуальные предприниматели ;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) лица, занимающиеся частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Особенность первой группы плательщиков состоит в том, что размеры страховых взносов, которые они должны уплачивать, определяются в законодательстве путем выделения объектов обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов и тарифов. Иными словами, без специальных расчетов назвать конкретные суммы, уплачиваемые лицами, производящими вознаграждения физическим лицам, невозможно.

В отличие от них лица из второй группы уплачивают взносы фиксированных размеров.

Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.

Объекты обложения страховыми взносами.

В федеральном законодательстве установлено, какие денежные суммы являются объектами обложения страховыми взносами. Для плательщиков, указанных в подпунктах "а" и "б" перечня лиц, производящих вознаграждения физическим лицам, объектами обложения признаются вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров , предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и другие виды договорных обязательств , например, отчуждение исключительного права на произведение науки, литературы, искусства.

Лица, указанные в подпункте "в" того же перечня, обязаны уплачивать страховые взносы от вознаграждений, уплачиваемых физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, то есть для данной категории плательщиков перечень договоров сужен.

Законодательство содержит перечень конкретных видов договоров , вознаграждения по которым исключаются из объектов обложения страховыми взносами, а также называет иные суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами.

В отношении лиц, занимающихся частной практикой, объекты обложения страховыми взносами не выделяются.

База для начисления страховых взносов.

Сумма вознаграждений за расчетный период составляет базу для начисления страховых взносов.

База определяется в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца.

Расчетный период по страховым взносам равняется одному календарному году.

В отношении лиц, занимающихся частной практикой, база для начисления страховых взносов не выделяется.

Размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов называется тарифом. Устанавливаются тарифы федеральным законом и дифференцируются с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

По общему правилу тарифы на дату подготовки настоящего материала составляли:

  1. Пенсионный фонд РФ - 26 процентов;
  2. Фонд социального страхования РФ - 2,9 процента;
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2012 года - 5,1 процента.

Особенности установления тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страховые взносы, уплачиваемые лицами, занимающимися частной практикой и не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

К этой категории прежде всего относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, но могут относиться и другие лица (перечень открытый).

Все они уплачивают взносы только в два фонда:

  1. Пенсионный фонд РФ;
  2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию.

((2 x 5205) x 26%) x 12 = 32479,2

Словесное описание формулы: произведение двукратного минимального размера оплаты труда , установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию.

Определяется по следующей формуле:

(5205 x 5,1%) x 12 = 3185,46

Словесное описание формулы: произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", увеличенное в 12 раз.

Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Страховой случай и страховой риск.

Страховой случай - это свершившееся событие, которое является фактическим основанием для выплаты, в отличие от страхового риска, под которым понимается вероятность наступления страхового случая. Данная вероятность может быть рассчитана на основе статистических и иных данных (теория вероятности и др.) путем проведения актуарных расчетов.

Однако в законодательстве об обязательном социальном страховании разница между страховым случаем и страховым риском в указанном смысле не проводится.

Законодательная трактовка страхового риска сводится к одному из трех вариантов:

1-й: перечисляются вредные последствия наступления страхового случая;

2-й: описывается предполагаемое событие, с которым связывается наступление ответственности страховщика;

3-й: используется другое понятие, например, профессиональный риск.

Теперь посмотрим, какие страховые случаи и риски установлены для различных видов социального страхования:

1) в обязательном пенсионном страховании:

  • страховой случай - достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца;
  • страховой риск - утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода

2) в обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

  • страховые риски - временная утрата выплат (обычно заработка) застрахованным лицом или дополнительные расходы застрахованного лица, членов его семьи в связи с наступлением страхового случая;
  • страховые случаи - временная нетрудоспособность застрахованного лица/беременность и роды/рождение ребенка (детей)/уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет/смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи;

3) в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

  • профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (страхованием также покрываются профессиональные риски трудящихся лиц, осужденных к лишению свободы , и лиц, работающих по гражданско-правовому договору, но в последнем случае только если в договоре было достигнуто соглашение об уплате страховых взносов в пользу исполнителя);
  • страховой случай - факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

4) в обязательном медицинском страховании:

  • страховой риск - предполагаемое событие, при наступлении которого возникает необходимость оплаты медицинской помощи застрахованному лицу;
  • страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному предоставляется страховое обеспечение.

Страховое обеспечение .

Выплаты в пользу застрахованных или иных лиц, имеющих право на их получение, называют страховым обеспечением, страховым возмещением или обеспечением по страхованию. Все эти термины можно считать синонимами, но при этом учитывать, что, во-первых, не во всех случаях получателем выплачиваемых денег является застрахованный, а, во-вторых, не во всех случаях до получателя доходят именно деньги, это может быть помощь другого рода, например лечение.

По-настоящему разнообразны формы страхового обеспечения. Обеспечение может быть единовременное и ежемесячное, может облекаться в форму пенсии , пособия или страховой выплаты, а также предоставляться в виде оплаты медицинской и иной помощи, оказываемой застрахованному лицу, или в виде самой этой помощи.

Итак, страховое обеспечение может быть распределено по следующим формам (разновидностям):

  • пенсии - трудовая по старости/трудовая по инвалидности/трудовая по случаю потери кормильца;
  • пособия - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти/по временной нетрудоспособности (есть в двух видах обязательного социального страхования)/по беременности и родам/женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности/при рождении ребенка/по уходу за ребенком/на погребение;
  • страховые выплаты - единовременная выплата средств пенсионных накоплений/срочная пенсионная выплата/выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица/выплата по случаю смерти застрахованного лица (последняя не относится к пенсионному страхованию);
  • оплата помощи, оказываемой застрахованному лицу - оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая/оплата медицинской организации медицинской помощи, предоставленной застрахованному лицу;
  • помощь, оказываемая застрахованному лицу - предоставление застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая.

Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Сохранность денежных средств в системе обязательного социального страхования и ее стабильность

Законодательно сохранность денежных средств обязательного социального страхования и стабильность всей системы гарантируются рядом нормативных требований, установлений и запретов.

Во-первых, средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью , а страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Во-вторых, есть ряд требований, предъявляемых к хранению денежных средств обязательного социального страхования. Государственные внебюджетные фонды, территориальные фонды ОМС обязаны хранить эти средства на счетах в учреждениях Центрального банка РФ . При отсутствии таких учреждений на обслуживаемой территории или невозможности выполнения ими этих функций - на счетах, открываемых в кредитных организациях , отбираемых страховщиками на конкурсной основе.

Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

В-третьих, установлены государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования. К ним относятся: а) возможность финансирования бюджетов страховщиков межбюджетными трансфертами из федерального бюджета, б) ограничения, накладываемые на вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования (только под обязательства Правительства РФ , обеспечивающие их доходность).

В-четвертых, денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

В-пятых, отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания РФ

Правительством РФ и утверждаются федеральными законами.

В-шестых, в системе обязательного социального страхования предусмотрена возможность контроля как со стороны специальных уполномоченных государственных органов , так и со стороны профсоюзов .

В-седьмых, нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное нарушение, в соответствии с законодательством РФ.

Вместе с тем надо отметить, что наказывается не только нецелевое расходование, но и ряд других правонарушений , подрывающих стабильность системы обязательного социального страхования. К этим правонарушениям относятся:

В соответствии с КоАП РФ:

  1. нарушение кредитной организацией установленного срока исполнения поручения плательщика страховых взносов о перечислении страховых взносов, а равно поручения органа государственного внебюджетного фонда, контролирующего исчисление, полноту и своевременность уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование, по перечислению страховых взносов, пеней, штрафов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда;
  2. нарушение страхователями установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов;
  3. нарушение установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления сведений в органы государственных внебюджетных фондов;
  4. сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с УК РФ:

  1. неисполнение обязанностей налогового агента;
  2. нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов.

обязательного социального страхования является обособленной частью общей финансовой системы государства. Ее основная отличительная черта — целевой характер создаваемых фондов. Развитие финансовой системы социального страхования неотъемлемая функция социального государства.

В настоящее время к этим фондам относятся: РФ, РФ, (федеральный и территориальные). Они являются организациямистраховщиками.

Существуют две формы социальной защиты человека. Первая — материальная поддержка за счет средств, аккумулируемых в бюджетах всех уровней, включая бюджеты местного самоуправления. Эта форма получила название социального вспомоществования. Она предназначена для граждан, в основном нетрудоспособных, которые не могут социально защитить себя самостоятельно. Средства, которые государство и органы местного самоуправления могут выделить на социальное вспомоществование, зависят от собранных налогов. С уменьшением бюджетных доходов неизбежно снижаются размеры средств, выделяемых на социальное вспомоществование.

Вторая форма социальной защиты человека от рисков — социальное страхование , т. е. создание целевых фондов денежных средств. Это форма социальной защиты предназначена для трудоспособных граждан, имеющих самостоятельный заработок, но рискующих потерять его полностью или частично. Такая угроза постоянно существует изза наличия социальных рисков.

К социальным рискам относятся: временная утрата трудоспособности в результате заболевания, потребность в медицинской помощи, профессиональное заболевание и инвалидность, потеря работы, потеря кормильца в семье. Кроме того, социальными рисками признаются события, которые отражаются на материальном положении людей (материнство и наступление старости).

Социальное вспомоществование и социальное страхование часто называют социальным обеспечением. В таком случае это понятие адекватно понятию социальной защиты. Понятие "социальное обеспечение" содержится в действующей , в документах Международной организации труда, в РФ (часть II, глава 24 "Единый социальный налог (взнос)". Оно используется в сфере правовых отношений. Под правоотношениями по социальному обеспечению понимаются урегулированные нормами права отношения граждан с органами социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий и пособий.

Принципы обязательного социального страхования

Социальное страхование гарантировано государством. Это значит, что в случае нехватки средств на выплаты установленных законом пособий, средства должны быть выделены из . В управлении обязательным социальным страхованием участвуют через своих представителей сами застрахованные, т. е. лица наемного труда. Обязательное социальное страхование основывается на солидарной ответственности застрахованных за индивидуальные страховые риски.

Представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих граждан, подверженных социальным рискам.

Обязательное социальное страхование начинается с момента заключения работником трудового договора. Следовательно, всякий работник, допущенный к работе, является застрахованным. Страховые взносы поступают в специализированную организацию, являющуюся страховщиком.

В федеральном законе РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. оговорены страховые случаи, при наступлении которых застрахованное лицо получает в той или иной форме материальную поддержку от страховщика. Такая поддержка называется страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. (Не путать с социальным обеспечением, которое адекватно понятию социальной защиты!)

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая эквивалентностью страховых выплат и страховых взносов;
  • обязательный характер социального страхования;
  • государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей работников, работодателей и государства в управлении обязательным социальным страхованием;
  • обязательность уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов;
  • целевое использование средств;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Необходимо отличать обязательное социальное страхование от обязательного государственного страхования, которому подлежат лица некоторых профессий, например, военнослужащие, космонавты, доноры, персонал ядерных установок.

Обязательное социальное страхование (в отличие от социального вспомоществования) имеет собственную финансовую базу, не зависящую от доходов, поступающих в бюджеты всех уровней .

Обязательное государственное страхование

Обязательное страхование может выступать в виде обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета .

Обязательное личное государственное страхование установлено для всех сотрудников налоговых органов, милиции, прокурорских работников, судей, военнослужащих внутренних войск, граждан, призванных на военные сборы. Обязательное государственное имущественное страхование предусмотрено на случай причинения ущерба уничтожением или повреждением имущества в связи с осуществлением служебной деятельности (например, катастрофа на Чернобыльской АЭС). Страховые возмещения по обязательному государственному страхованию производятся в основном за счет бюджетных средств.

Отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществ и личных интересов отдельных категорий граждан .

В отличие от правоотношений по обязательному страхованию в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется (для застрахованного) бесплатно — за счет средств бюджета.