Совместное равновесие реального и денежного секторов экономики. Модель “IS – LM”. Совместное равновесие товарного и денежного рынков. Модель IS-LM Совместное равновесие реального и денежного секторов экономики

Ни кривая IS , ни кривая LM не определяют сами по себе величину равновесного дохода Y Е и равновесной ставки процента R Е . Равновесие в экономике определяется совместно кривыми IS и LM в точке их пересечения (рис.6.6).

Одновременное равновесие на денежном и товарном рынках существует лишь при единственном значении уровня дохода (Y Е) и ставки процента (R Е) . Рассмотрим, что произойдет при комбинации Y С , R С . Точка С лежит выше линии IS и ниже линии LM , следовательно, на товарном рынке будет избыток (S>I) , а на денежном рынке – дефицит (L>M) . В такой ситуации совокупный спрос в результате действия мультипликатора будет сокращаться, а ставка процента вследствие падения курса ценных бумаг будет повышаться. Так как оба процесса проходят одновременно, то в конечном счете экономическая конъюнктура стабилизируется при значении Y Е , R Е .

Модель IS–LM позволяет наглядно видеть, как изменения на одном рынке отражаются на другом, и какие при этом возникают обратные связи.

Если рынок товаров и услуг находится в неравновесии, то происходит непредвиденное изменение запасов, и фирмы либо сокращают, либо увеличивают объем производства, двигая экономику в точку равновесия. Если денежный рынок в неравновесии, произойдет давление на ставку процента, и она будет расти при избыточном спросе на деньги, поскольку люди начнут продавать облигации, если они не смогут удовлетворить свой спрос на деньги иным путем, или покупать облигации, если предложение денег превышает спрос на них, и экономика начнет передвигаться в точку равновесия.

Пересечение кривых IS и LM делит плоскость на 4 области (рис.6.7), в каждой из которых имеет место неравновесие. В областях I и II наблюдается избыточное предложение денег, так как они находятся выше кривой LM , а в областях III и IV, лежащих ниже кривой LM, – избыточный спрос на деньги. При этом области I и IV соответствуют избыточному предложению товаров и услуг, поскольку находятся выше кривой IS , в то время как в областях II и III имеет место избыточный спрос на товары и услуги. Направления приспособления экономики и движения ее к равновесию показаны стрелками. Если на товарном рынке существует избыточное предложение товаров, запасы фирм будут увеличиваться, а величина выпуска (дохода) Y уменьшаться (горизонтальные стрелки влево в областях I и IV по направлению к кривой IS ). При избыточном спросе на товары запасы фирм сокращаются, а выпуск увеличивается (горизонтальные стрелки вправо в областях II и III по направлению к кривой IS ). Когда на денежном рынке наблюдается избыточное предложение денег, люди покупают облигации, спрос на которые растет, и поэтому цена их повышается, что ведет (в силу обратной зависимости между ценой облигации и ставкой процента в соответствии с теорией предпочтения ликвидности) к снижению ставки процента (вертикальные стрелки вниз по направлению к кривой LM в областях I и II). При избыточном спросе на деньги, наоборот, люди начнут продавать облигации, чтобы получить в обмен наличные деньги в условиях их нехватки, что приведет к росту предложения облигаций, снижению их цены и, соответственно, к росту ставки процента (вертикальные стрелки вниз по направлению к кривой LM в областях III и IV). Следует иметь в виду, что более быстро происходит восстановление равновесия на денежном рынке, так как для этого достаточно изменить структуру портфеля активов, что не требует значительных затрат времени, в то время как для изменения величины выпуска требуется продолжительное время.



С учетом этого обстоятельства рассмотрим экономический механизм достижения равновесия , если экономика находится в неравновесии, например, в точке А (рис.6.7). Эта точка находится в области II, где имеет место избыточное предложение денег и избыточный спрос на товары и услуги. Превышение предложения денег над спросом на деньги вызовет снижение ставки процента в результате стремления людей превратить «лишние» деньги в ценные бумаги и в связи с этим ростом спроса на облигации и повышением их цен. На денежном рынке установится равновесие в точке В на кривой LM . Но существующий в этой области избыточный спрос на товары и услуги приведет к снижению запасов у фирм и росту выпуска (дохода), что обусловит неравновесие денежного рынка и сместит экономику в область III (точка С ), соответствующую избыточному спросу на деньги, что приведет к росту ставки процента и возврату на кривую LM . Однако сохраняющийся избыточный спрос на товарном рынке, несмотря на возможное сокращение инвестиционного спроса, вызванное ростом процентной ставки, обеспечит дальнейшее сокращение запасов и увеличение производства. Денежный рынок окажется в неравновесии (появится избыточный спрос на деньги вследствие роста дохода), что обусловит рост ставки процента и возвратит экономики на кривую LM в точку D , которая лежит ниже кривой IS и соответствует все еще избыточному спросу на товары и услуги. В результате дальнейшего сокращения запасов и роста производства экономика переместится в точку F , вновь нарушив равновесие денежного рынка и т.д., пока не придет в равновесную точку Е . Таким образом, экономика будет двигаться как бы по лестнице (по ступенькам), пока не попадет в точку совместного равновесия товарного и денежного рынков – точку пересечения кривых IS и LM .



Совместным равновесием называют состояние экономики, при котором для данной ставки процента и уровня дохода характерно одновременное равновесие на рынке благ и рынке денег.

При которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM - все сочетания Y и г, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, необходимо совместить на одном графике обе кривые. Точка Е - единственная, в которой оба рынка будут находиться в равновесии.

Во всех точках, лежащих выше кривой LM, предложение реальных денежных остатков превышает спрос на них, так как процентная ставка высока для равновесия на денежном рынке. Избыток предложения денег означает появление у экономических субъектов ≪лишних денег≫, что заставит их покупать облигации. Рост спроса на ценные бумаги приведет к повышению их рыночной цены, что станет причиной понижения процентной ставки, сопровождаемого ростом планируемых инвестиций, совокупных расходов, а значит и увеличением равновесного дохода. Все эти процессы приведут к перемещению по кривой IS вниз, к точке Е.(и наоборот).

Если точка расположена выше кривой.IS, то реальный доход больше совокупных. Фирмы в такой ситуации не смогут продать свою продукцию, что приведет к увеличению товарных запасов. Рост последних заставит фирмы сократить производство, что повлечёт уменьшение реального дохода. Параллельно будет падать спрос на деньги, что при неизменном предложении денег приведет к понижению процентной ставки. Одновременное уменьшение дохода и ставки процента означает движение по кривой LM вниз, к точке равновесия Е.(и наоборот)

Тяготение эк.сист. к равновесию не означает, что при равновесном выпуске будет достигнута полная занятость. Для её обеспечения правительство должно проводить стабилизационную политику, используя фискальную и денежную политику.
21.Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Важная составляющая фискальной политики - изменение государственных расходов, которые оказывают влияние на совокупный спрос , аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных закупок товаров и услуг показывает изменение объема выпуска (дохода) в результате изменения расходов государства. Изменение государственных расходов, так же, как изменение частных инвестиций, служит толчком, пробуждающим процесс мультипликации национального дохода. Увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает цикличность развития экономики, добивается более плавного роста объема национального выпуска.

Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального дохода введение автономного (аккордного) налога - налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остается постоянной при изменении совокупного дохода.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или станок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

Недискреционная фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла посредством автоматического изменения величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика реализуется посредством изменений в уровнях налоговых поступлений и государственных расходов, не зависящих от принятия решений государственными органами.

Встроенный (автоматический) стабилизатор - это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменения экономической конъюнктуры. К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий , т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее недискреционная политика.
25.Использование модели IS–LM для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики и бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.

Фискальная политика будет относительно эффективной в том случае, если инвестиции(IS крутая) малочувствительны по отношению к ставке процента, значение mрс и мультипликатора невелико, а спрос на деньги(LM пологая) чувствителен кизменениям процентной ставки и малочувствителен к динамике дохода. Бюджетно-налоговая политика стимулирования экономики увеличивает ставку процента и вытесняет часть инвестиционных расходов.

В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления.

С 1992 г. система налогообложения в Беларуси находится в состоянии постоянного реформирования, что выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли и т.д.

В соответствии с Законом Республики Беларусь ≪О бюджетном устройстве≫, страна перешла на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том числе города и районы в городах).

Согласно Закону Республики Беларусь ≪О налогах и сборах ≫, при использовании налоговых поступлений применяется способ долевого участия, который закрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней практики централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных бюджетов.

отрицательные стороны существующего централизованного порядка распределения налоговых поступлений - местные органы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств, поскольку недостаточно самостоятельны; высокая дотационность местных бюджетов предопреде- лена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня ; нагрузка на финансовые органы возрастает по причине огромных встречных финансовых потоков из региона в Центр, а затем из республиканского бюджета - в местные.

Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на 11-15 гг имеетследующие направления:

радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;

оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;

концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;

повышение эффективности управления государственным долгом.

снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;

повышение эффективности управления государственными финансами;

28.Инструменты денежно-кредитной политики.

Эффективность ден.-кред. политики зависит от выбора её инструментов. Инструменты д.-к. политики – совокупность монетарных мероприятий, используемых ЦБ для достижении эк. целей. Существуют общие , влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные , предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д., косвенные (экономические) методы регулирования – воздействуют на д.-к. сферу через формирования условий функционирования ден. рынка и рынка капиталов - и прямые (административные) – директивы, предписания и инструкции, который ограничивают сферу деят-ти кред. института. Основные:

Изменение учётной ставки. Уч. ст. - это %, кот. коммерческий банк платит ЦБ за представленную им ссуду. С помощью уч.ст. ЦБ определяет условия доступа к централизованным кредитам, оказывает воздействие на степень доходности и прибыльности банковской операции. Изменение уч. ст. ЦБ использует для контроля за объёмом денежной базы и предложением денег. Повышая – сокрщает предл.денег; понижая – увеличивает.

Изменение нормы обязательных резервов – позволяет регулировать банковскую ликвидность (способность банков погашать свои обязательства в денежной форме) и объём кредитования. Оперирование нормами обяз.резервов позволяет ЦБ регулировать предложение денег и ставку процента, используя чувствительность величины денежной базы и денежного мультипликатора к изменениям норм. Он виляет на способность ком. банков путём кредитования создавать новые деньги. При использовании этого инструмента следует учитывать, что даже небольшое изменение норм обяз.резервов вызывают сдвиги в объёме резервов, масштабе и структуре кредитных операций – могут привести к нарушениям ден.-финансового равновесия.

Операции на открытом рынке – покупка ЦБ гос. ценный бумаг и их продажа ком.банкам и населению. Вследствие проведения ЦБ операции с ценными бумагами увеличивается либо уменьшается объём собственных резервов как отдельных ком.банков, так и банковской системы в целом , что влечёт за собой изменение стоимости кредита, спроса на деньги и денежного предложения. Для увеличения предложения денег ЦБ покупает ценные бумаги, для уменьшения – продаёт.

Для воздействия на денежную массу ЦБ может использовать покупку-продажу иностранной валюты – интервенции на валютном рынке. Они влияют на величину денежной базы. Покупая иностр.валюту ЦБ увеличивает свои валютные резервы и денежную базу, а продавая – уменьшает базу и предложение денег.
32.Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.

Изменение объема национального выпуска связано с изменением количества используемых производственных ресурсов, в том числе труда: для производства большего объема благ требуется привлечение большего количества работников, что приводит к росту цены на данный ресурс. Как видим, между ценами на экономические блага и изменением числа занятых в стране существует взаимосвязь. Первым обратил на нее внимание британский экономист А.У. Филлипс - он проанализировал зависимость между уровнем безработицы и увеличением номинальной заработной платы (инфляцией зарплаты).

Позже П. Самуэльсон и Р. Солоу подтвердили существование подобной функциональной зависимости применительно к экономике США. Данная связь объяснялась ими тем, что высокий совокупный спрос, с одной стороны, способствует снижению уровня безработицы, а с другой - ведет к повышению заработной платы и цен. Графическую интерпретация обратной зависимости между инфляцией и безработицей назвали кривой Филлипса.

Используя алгебраическую формулу закона Оукена и зависимость между темпом инфляции(разница между факт. уровенм цен в данном и прошлом периодах) и объёмом нац. выпуска составили уравнение кривой Филлипса: π=π e -β(u-u’).

Оно не учитывает того, что на инфляцию могут оказывать воздействие так называемые шоки предложения (ε) - резкие изменения уровня цен на определенные группы товаров, приводящие к сдвигу кривой совокупного предложения. Негативные шоки способствуют одновременному росту безработицы и инфляции; позитивные - действуют в обратном направлении. Учет шоков предложения видоизменяет уравнение кривой Филлипса: π=π e -β(u-u’)+ε

Уравнение кривой Филлипса показывает, что темп инфляции обратно пропорционален темпу безработицы, а точнее, разнице между ее фактическим и естественным уровнями. Эта зависимость иллюстрируется движением вдоль кривой Филлипса , изменения инфляционных ожиданий и шоки предложения приводят к ее сдвигу.

Чёткая обратная связь между инфляцией и безработицей существует только в краткосрочном периоде.

Ситуация одновременного существования достаточно высоких темпов инфляции и безработицы называется стагфляцией.

Ее возникновение монетаристы и неоклассики объясняют с помощью теорий адаптивных и рациональных ожиданий, а последователи кейнсианской школы используют для этого анализ шоков предложения. Последние вызываются резкими изменениями производственных издержек вследствие, например, изменения цен на ресурсы либо изменениями технологий производства, стихийными бедствиями и т.д. Обычно рассматривают негативные шоки предложения, связанные с ростом цен и издержек, которые сдвигают кривую совокупного предложения влево-вверх. Шоки, предложения могут быть и позитивными: улучшение технологий производства, снижение цен на ресурсы и издержек приводят к сдвигу кривой совокупного предложения вправо- вниз, что вызывает рост объема национального выпуска и снижениеуровня цен.
19.Модель IS - LM и построение кривой совокупного спроса. Взаимосвязь моделей IS - LM и AD - AS .131?

Модель IS -LM позволяет оценить влияние макроэкономической политики на совокупный спрос.

Можно также рассмотреть всевозможные уровни цен и соответствующие им уровни равновесного реального дохода и построить совокупность точек. Соединив их, получим кривую совокупного спроса,АD. Она будет иметь отрицательный наклон, так как отражает обратную зависимость между уровнем цен и уровнем дохода. Поскольку кривая AD выводится на основании модели IS -LM, ее наклон будет определяться наклонами кривых IS и LM. На совокупный спрос оказывает влияние проводимая фискальная политика.

В результате проведения стимулирующей фискальной политики кривая совокупного спроса перемещается вправо. К аналогичному сдвигу кривой приводят также рост государственных закупок, снижение налогов. В результате проведения сдерживающей фискальной политики (сокращения государственных расходов, социальных трансфертов, роста налогов) кривая совокупного спроса AD2 сместится влево.

Уменьшение номинальной денежной массы при данном уровне цен приведет к сдвигу кривой совокупного спроса влево. Степень влияния изменения денежной массы на сдвиг кривой совокупного спроса зависит от величины прироста (сокращения) дохода в модели IS -LM.

Стимулирующие фискальная и денежно-кредитная политика могут влиять на совокупный доход (выпуск) в краткосрочном периоде, но не влияют на уровень выпуска в долгосрочном периоде. Поэтому при оценке их относительной эффективности необходимо учитывать, насколько быстро наступит долгосрочный период.
20. Цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики. Фискальная экспансия и фискальная рестрикция.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - это совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных закупок и налогообложения, предоставлению льгот, субсидий и трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности , поддержания высокого уровня занятости и предотвращения резких колебаний цен.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия ) в краткосрочной перспективе имеет целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция ) направлена на ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов. Основными инструментами бюджетно-налоговой политики являются государственные расходы и налоги.

Государственные расходы включают государственные закупки товаров и услуг (расходы на образование здравоохранение, оборону, строительство дорог и другие общественные нужды) и трансферты (социальные выплаты, которые осуществляются без соответствующего обратного предоставления их получателями каких-либо товаров или услуг). Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер.

Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита.

Важным инструментом бюджетно-налоговой политики являются налоги. Их изменение влияет на совокупный спрос. Например, снижение личного подоходного налога увеличивает находящиеся в распоряжении населения доходы. Это приводит к росту потребительских расходов. Снижение налогов на прибыль корпораций содействует росту инвестиционных расходов, расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
23.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА - превышение расходов бюджета над его доходами. Различают: структурный – разность между расходной и доходной частями бюджета в условиях достаточно равновесного функционирования эк.сист., возникает в результате осознанно принимаемых правительством мер по увеличению гос расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада; циклический – дефицит, являющийся результатом циклического падения производства, автоматического сокращения налоговой поступлений и увеличения гос.трансферов на фоне эк.спада, свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества.

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики: инфляция,«эффект Танзи»(налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет, за время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.)

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов.

Долговое финансирование осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие в модели IS-LM

При построении линий IS и LM были определены множества парных комбинаций дохода и ставки процента, соответствующие равновесию на рынке благ (линия IS) и на рынке денег (линия LM). Для определения условий совместного равновесия на рынках благ и денег следует соединить указанные выше множества в единой графической модели IS-LM (рис. 6.9).

Рис. 6.9.

Нахождение условий совместного равновесия сводится: 1) к решению системы двух уравнений (линий IS и LM) с двумя неизвестными (i, Y); 2) к определению точки равновесия E (пересечение линий IS и LM) с проекциями равновесных значений процентной ставки i 0 и дохода Y 0 (рис. 6.9).

Графическая иллюстрация модели IS-LM (рис. 6.9) показывает, что среди множества парных значений i и Y имеется единственная комбинация i 0 и Y 0 , соответствующая совместному равновесию, поскольку она принадлежит как линии IS (равновесным множеством i и Y со стороны рынка благ), так и линии LM (равновесным сочетанием i и Y со стороны рынка денег).

Пересечение линий IS и LM делит графическое пространство модели IS-LM на четыре сектора, каждому из которых соответствует определенное соотношение спроса и предложения на рынках товаров (AD, AS) и денег (M D , M S):

избыток товаров и денег (AS AD; M S M D) - в I секторе;

дефицит товаров и денег (AS AD; M S M D) - в III секторе;

избыток денег (M S M D) при дефиците товаров (AS AD) - во II секторе;

избыток товаров (AS AD) при дефиците денег (M S M D) - в IV секторе.

Совместное равновесие рынков отражает величину эффективного спроса, являющегося определяющим параметром в экономике (с позиции кейнсианской концепции). В рамках данной модели эффективным спросом можно назвать величину совокупного спроса на рынке благ, соответствующую совместному равновесию на рынках благ и денег.

Эффект вытеснения. Эффект ликвидной и инвестиционной ловушки

Проведение ДКП через регулирование ставки процента приводит к ряду проблем:

Циклический эффект использования ставки процента. Например, на фазе подъема рост национального производства приводит и к росту спроса на деньги, а, следовательно, повышается ставка процента. Если правительство считает целевым ориентиром ДКП поддержание стабильного процента, то оно будет вынуждено для снижения процентной ставки увеличить денежные "вливания", что негативно скажется на состоянии экономики, находящейся на подъеме, так как она уже и так находится на грани инфляционного бума;

Существование денежных временных лагов. Изменения денежного предложения оказывают влияние на национальный продукт по истечении довольно продолжительного промежутка -- по оценкам М. Фридмена, от 6 месяцев до двух лет;

Наличие эффекта обратной связи. Если центральный банк простимулировал увеличение национального производства, обеспечив снижение ставки процента вливанием дополнительной массы, то рост национального продукта, в свою очередь, вызовет рост спроса на деньги, а, следовательно, повышение ставки процента;

Возникновение так называемой "ликвидной" ловушки. В этом случае ставка процента приблизилась к своему минимально возможному значению, и поэтому прирост предложения денег не может ее понизить и стимулировать инвестиционный спрос и увеличение национального продукта.

Мы видим, что в данном случае рост предложения денег не имеет стимулирующего эффекта.

Противоречие между целями внутренней и внешней стабильности. Например, в период подъема центральный банк, борясь с инфляцией, сокращает денежное предложение. Он пытается достичь внутренней стабильности. В результате уменьшение денежного предложения ставка процента поднимается. Это привлекает иностранных инвесторов. Курс национальной валюты повышается, товары данной страны становятся относительно дороже, следовательно, экспорт уменьшается, импорт увеличивается. Возникает дефицит платежного баланса страны, что характеризует внешнюю нестабильность.

Возможен и ряд других проблем. Поэтому в силу ряда вышеуказанных недостатков кейнсианцы отводили ДКП второстепенное значение по сравнению с фискальной политикой.

При сдвигах IS и LM возможны две экономические ситуации, получившие название: "ликвидная ловушка" (рис. 6.17) и "инвестиционная ловушка" (рис. 6.18).

Пояснения к рис. 6.17:

1. При увеличении M S из-за стимулирующей кредитно-денежной политики линия LM сдвигается вправо: LM 0 LM 1 LM 2 ;

2. Однако точка A (пересечение LM с IS), находящаяся на кейнсианском отрезке, не сдвигается вертикально, ставка процента не изменяется:

i min = constI = constY = const.

Эта ситуация получила название "ликвидной ловушки". Возникает она при минимальных значениях банковской ставки, когда банки в целях окупаемости своих банковских издержек не опускают ставку процента ниже, а домохозяйства не покупают ценные бумаги. Обычной реакции денежного рынка на дополнительное вливание денежной массы (в виде снижения банковской ставки) не наступает.

Ликвидная ловушка - ситуация на рынке денег, при которой ставка процента близка к минимуму, поэтому рост денежной массы (M) не побуждает домашние хозяйства к купле ценных бумаг, в результате чего I=const и Y=const. Если совместное равновесие на рынках благ и денег в модели IS-LM достигнуто на кейнсианском отрезке LM, то экономика находится в ликвидной ловушке: изменение количества денег не меняет реальный доход.

Необычная ситуация, названная "инвестиционной ловушкой", возникает в случае совершенно неэластичного спроса на инвестиции по ставке процента (линия IS - перпендикуляр к оси абсцисс) (рис. 6.18). На рис. 6.18 видно, что в какой бы области линии LM не установилось первоначальное совместное равновесие, сдвиг LM не изменит объема реального дохода. Инвестиции не реагируют на понижение банковской ставки, как обычно происходит при невертикальном положении линии IS (рис. 6.14), а поэтому не увеличивается совокупный спрос и объем национального производства.

Примечание. Ликвидная и инвестиционная ловушки возникают только в том случае, когда линия IS строится на основе кейнсианской функции потребления. Если же исходить из того, что потребление C зависит не только от дохода Y, но и от величины имущества, то при росте денежной массы (M S) возрастут реальные кассовые остатки домашних хозяйств (эффект имущества), то есть увеличится и совокупный спрос на блага. Ситуация аналогична рис. 6.16: при сдвиге LM 0 вправо в положение LM 1 эффект имущества приведет к сдвигу IS 0 вправо до положения IS 1 , устраняя названные ловушки.

Кривая IS отражает все соотношения между Y и r , при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM – все комбинации Y и r , которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Пересечение кривых IS и LM дает единственные значения величины ставки процента r* (равновесная ставка процента) и уровня дохода Y* (равновесный уровень дохода), обеспечивающие одновременное равновесие на товарном и денежном рынках. Равновесие в экономике достигается в точке Е (рис. 20).

Рис. 20 .Равновесие в модели IS – LM

На рис. 20 (например, в точке А , которая лежит на кривой IS , но вне кривой LM ) существует равновесие на товарном рынке (т.е. совокупный выпуск равен совокупному спросу). В этой точке процентная ставка оказывается выше равновесной, поэтому спрос на деньги меньше, чем их предложение. Так как у людей есть лишние деньги, они попытаются избавиться от них, купив облигации. В результате увеличатся цены на облигации, что приведет к падению процентных ставок, а это, в свою очередь, приведет к росту планируемых инвестиционных расходов. Таким образом, совокупный спрос вырастет. Точка, описывающая состояние экономики, движется вниз по кривой IS до тех пор, пока процентная ставка не упадет, а совокупный выпуск не вырастет до равновесного уровня.

В случае если экономическая ситуация описывается точкой, лежащей на кривой LM , но вне кривой IS (точки В и D ), рыночные механизмы все равно приведут ее к равновесию. В точке В несмотря на то, что спрос на деньги равен их предложению, совокупный выпуск оказывается выше равновесного уровня, больше совокупного спроса. Фирмы не могут продать свою продукцию и накапливают незапланированные запасы, что заставляет их сокращать производство и снижать выпуск. Снижение объема производства означает, что спрос на деньги упадет, все это приведет к снижению процентных ставок. Точка, описывающая состояние экономики, будет двигаться вниз по кривой LM до тех пор, пока не достигнет точки общего равновесия.

4. Модель IS-LM и построение кривой совокупного спроса

Графический инструментарий модели IS-LM позволяет проанализировать влияние различных вариантов макроэкономической политики на совокупный спрос и рассмотреть, как каждое планируемое изменение в политике воздействует на равновесный уровень дохода.

Кривые IS и LM могут изменять свое положение под воздействием различных факторов, из которых наибольший интерес представляют изменения государственных расходов, налогов и предложения денег, поскольку они являются инструментами фискальной и денежно-кредитной политики. В модели IS-LM воздействие фискальной политики будет отражаться в сдвигах кривой IS , а денежно-кредитной – в сдвигах кривой LM.

Влияние фискальной политики

Рассмотрим сдвиг кривой IS , вызванный ростом государственных расходов. Предположим, что первоначально равновесие на рынках товаров и денег достигалось в точке Е 1 при процентной ставке r 1 и национальном доходе Y 1 (рис. 21).

Допустим, экономическая ситуация в стране потребовала увеличения государственных расходов. Они приводят к увеличению совокупных расходов, что обусловливает рост национального объема производства, кривая IS 1 сдвигается в положение IS 2 .

Рис. 21 . Стимулирующая фискальная политика в модели IS – LM

Но растущий совокупный выпуск увеличивает спрос на деньги, который начинает превышать предложение денег, что, соответственно, приводит к росту процентной ставки до r 2 . На товарном рынке увеличение совокупных расходов побуждает предпринимателей увеличивать объем инвестиций. В свою очередь, рост процентной ставки начинает сдерживать этот процесс, заставляя предпринимателей сокращать планируемый при процентной ставке r 1 прирост инвестиций. В этом случае новое положение равновесия на рынках товаров и денег будет достигнуто в точке Е 2 , а совокупный выпуск увеличится до Y 2 .

Прирост государственных расходов частично вытесняет плановые инвестиции, т.е. оказывает влияние эффект вытеснения. Этот эффект снижает эффективность стимулирующей фискальной политики. Именно на него ссылаются монетаристы, утверждая, что фискальная политика недостаточно действенна и приоритет в макроэкономическом регулировании должен быть отдан денежно-кредитной политике.

Снижение налогов при неизменном уровне государственных расходов оказывает такое же воздействие, как и увеличение государственных расходов. Оно приводит к тому, что при любом данном значении процентной ставки совокупный выпуск будет больше вследствие роста располагаемого дохода, потребления и совокупного спроса. Величина этого воздействия определяется налоговым мультипликатором. Однако равновесный уровень дохода также меньше, чем в модели Кейнсианского креста за счет повышения ставки процента.

Таким образом, влияние денежного рынка снижает мультипликативный эффект, однако в какой степени это происходит, зависит от того, в пределах какого из трех участков кривой LM происходит сдвиг кривой IS (рис. 22).

Рис. 22 . Мультипликативный эффект на различных участках кривой LM

Если первоначальное совместное равновесие на рынках товаров и денег представлено на кейнсианском отрезке, то мультипликативный эффект дополнительных государственных расходов проявляется в полной мере (прирост дохода практически равен расстоянию сдвига кривой IS ). Это объясняется тем, что в исходном состоянии равновесие установилось при низком уровне национального дохода и близкой к минимальной ставке процента. В подобной ситуации у людей небольшой спрос на деньги для сделок и большой спрос на них со стороны активов. Если при таком состоянии экономики начинает расти совокупный выпуск, то возникающая дополнительная потребность в деньгах для сделок удовлетворяется за счет денег, находящихся в активах, не вызывая существенного роста ставки процента, и планируемый объем инвестиций не будет сокращен.

Последствия сдвига линии IS на промежуточном участке кривой LM проанализированы на рис. 21.

Если совместное равновесие на рынках товаров и денег приходится на классический отрезок кривой LM , сдвиг линии IS вообще не изменит совокупный спрос на блага в текущем периоде. Причина заключается в том, что при ставке процента выше максимальной в составе активов домашних хозяйств уже нет денег, поэтому осуществить новые инвестиционные вложения можно только за счет перераспределения существующего объема кредитных средств к более эффективным вариантам. В результате суммарный инвестиционный спрос не изменится, а, следовательно, останется прежним и совокупный выпуск текущего периода.

Таким образом, стимулирующая фискальная политика (увеличение государственных расходов и снижение налогов) сдвигает кривую IS вправо (вверх), что увеличивает уровень дохода и ставку процента. Наоборот, сдерживающая фискальная политика (сокращение государственных расходов и увеличение налогов) сдвигает кривую IS влево, что сокращает доход и уменьшает ставку процента.

Влияние денежно-кредитной политики

Пусть первоначально экономика находится в состоянии равновесия в точке Е 1 (рис. 23). Предположим, что правительство решает снизить уровень безработицы, увеличить объем совокупного выпуска путем увеличения предложения денег. Увеличение предложения денег сдвигает кривую LM вправо (вниз), в результате процентная ставка падает с r 1 до r 2 , величина дохода растет с Y 1 до Y 2 .

Рост предложения денег (сдвиг кривой LM в положение LM 2 ) создает избыточное предложение на рынке денег, в результате чего ставка процента снижается. Ее падение вызывает рост инвестиционных расходов, приводящий к росту спроса на товары и услуги, увеличению совокупного выпуска.

Рис. 23 . Стимулирующая денежно-кредитная политика в модели IS – LM

Совместное равновесие рынка товаров и денег перемещается в точку Е 2 , поскольку рост дохода и снижение процентной ставки влекут за собой рост спроса на деньги, который будет продолжаться до тех пор, пока не сравняется с новым, более высоким уровнем предложения денег.

Снижение предложения денег предполагает обратный процесс: сдвиг кривой LM влево, рост ставки процента, снижение объема выпуска.

Степень влияния денежно-кредитной политики на экономику также зависит от наклона кривых IS и LM . При изменении предложения денег на одинаковую величину эффект снижения ставки процента будет тем больше, чем более крутая кривая LM , т.е. ставка процента снизится тем больше, чем менее чувствителен спрос на деньги к изменению ставки процента. Если кривая IS более пологая, что означает высокую чувствительность расходов к изменению ставки процента и большую величину мультипликатора государственных расходов, то достаточно очень незначительного снижения ставки процента, чтобы существенно увеличились расходы, мультипликативно увеличив доход. Эффективность денежно-кредитной политики тем больше, чем кривая LM более крутая, а кривая IS более пологая.

Таким образом, стимулирующая денежно-кредитная политика, инструментом которой выступает увеличение предложения денег (сдвиг вправо (вниз) кривой LM), ведет к росту уровня дохода и снижению ставки процента. Результатом сдерживающей денежно-кредитной политики (сдвиг влево (вверх) кривой LM), основанной на сокращении предложения денег, является снижение дохода и рост ставки процента.

Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики

При анализе любого изменения в денежно-кредитной или фискальной политике важно иметь в виду, что инструменты одной политики могут влиять на результаты другой.

Предположим, что правительство озабочено бюджетным дефицитом, и решило увеличить налоги. Рассмотрим, какое влияние эта политика окажет в целом на экономику. В соответствии с моделью IS-LM , результаты будут зависеть от того, какую политику будет проводить Центральный банк в ответ на увеличение налогов. Возможно несколько вариантов.

1. Центральный банк поддерживает предложение денег на постоянном уровне (рис. 24а). Увеличение налогов сдвигает кривую IS влево (вниз) в положение IS 2 . В результате уменьшается совокупный выпуск (более высокие налоги уменьшают потребительские и инвестиционные расходы) и ставка процента (более низкий доход уменьшает спрос на деньги).

2. Центральный банк поддерживает ставку процента на постоянном уровне (рис. 24, b). В этом случае увеличение налогов также сдвигает кривую IS влево (вниз) в положение IS 2 , при этом центральный банк уменьшает предложение денег, чтобы процентная ставка оставалась на первоначальном уровне, кривая LM сдвигается в положение LM 2 . Доход сокращается на величину большую, чем на рисунке 24, а. В первом случае более низкая процентная ставка стимулирует инвестиции и частично возмещает эффект увеличения налогов. В данном случае центральный банк, поддерживая ставку процента на высоком уровне, углубляет спад в экономике.

Рис. 24. Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики в модели IS-LM

3. Центральный банк увеличивает предложение денег, чтобы сохранить уровень дохода на постоянном уровне (рис. 24, c). Увеличение налогов не повлечет за собой падение совокупного выпуска, поскольку кривая LM сдвигается вниз в положение LM 2 , чтобы возместить сдвиг кривой IS (более высокие налоги уменьшают потребление, в то же время более низкая процентная ставка стимулирует инвестиции). В этом случае увеличение налогов способствует падению ставки процента.

Данный пример иллюстрирует то, что результаты воздействия фискальной политики зависят от политики Центрального банка, т.е. поддерживает ли он предложение денег, ставку процента, или уровень дохода на постоянном уровне.

Комбинируя фискальную и денежно-кредитную политику, можно добиваться решения более сложных задач, чем простое регулирование объема выпуска (например, не изменяя объем выпуска, изменить его структуру). Подобная задача может быть весьма актуальна, если экономика находится в ситуации полной занятости и, следовательно, изменение выпуска нежелательно, однако его структура может требовать изменения.

В модели IS-LM выделяют особые случаи, когда один из видов политики не оказывает никакого воздействия на экономику. Это происходит, когда кривая LM горизонтальна, что соответствует ситуации «ликвидной ловушки»; кривая IS вертикальна, что соответствует ситуации «инвестиционной ловушки».

ликвидной ловушки

Экономика попадает в ситуацию ликвидной ловушки , когда процентные ставки настолько низки, что любое изменение денежного предложения поглощается спросом на деньги со стороны активов, уровень дохода падает до низшей отметки. Такая ситуация характерна для экономики, находящейся в состоянии депрессии.

Графически это интерпретируется как пересечение кривых IS и LM в кейнсианской области кривой LM (рис. 6.15).

В ситуации ликвидной ловушки ставка процента минимальна, т.е. альтернативные издержки хранения наличных денег близки к нулю, и поэтому люди готовы держать любое количество денег, которое им будет предложено. В результате даже при нормальном отрицательном наклоне кривой IS увеличение предложения денег Центральным банком не способно обеспечить рост дохода. Обычно увеличение предложения денег снижает ставку процента, так как люди стараются избавиться от избытка денег, покупая облигации. Но если ставка процента находится на минимальном уровне, то цены на активы максимальны и люди стремятся их продать, опасаясь, что цены на них упадут, а их владельцы окажутся в проигрыше. В результате люди предъявляют безграничный спрос на деньги, отказываясь покупать ценные бумаги, и кривая спроса на деньги принимает горизонтальный вид. Это означает, что в функции спроса на деньги коэффициент f , характеризующий чувствительность изменения спроса на деньги при изменении ставки процента, стремится к бесконечности. Кривая LM поэтому тоже горизонтальна, и изменение денежной массы не вызовет ее смещения. Прирост количества денег не сможет никого заставить приобретать ценные бумаги, вся сумма прироста предложения денег хранится в форме наличных денег. Величина дохода остается неизменной на уровне Y 0 . Стимулирующая денежно-кредитная политика не окажет никакого воздействия ни на ставку процента, ни на объем инвестиций, ни на уровень дохода, т.е. абсолютно неэффективна.

В этом случае эффективность фискальной политики максимальна. Например, рост государственных закупок на увеличивает равновесный доход на , т.е. эффект вытеснения отсутствует, доход возрастает на всю величину мультипликатора.

Другая ситуация получила название инвестиционной ловушки , соответствующая ситуации, при которой спрос на инвестиции совершенно неэластичен к ставке процента, поэтому график функции инвестиций приобретает вертикальный вид, а вертикальной кривой инвестиций соответствует вертикальная кривая IS (рис. 6.16).

В результате любые изменения на денежном рынке, хотя и будут приводить к изменению ставки процента, но не вызовут изменения инвестиционного спроса. В этом случае чувствительность совокупных расходов к изменению ставки процента равна 0, и эффективной будет только фискальная политика. При этом эффективность фискальной политики максимальна, поскольку отсутствует эффект вытеснения и действует только эффект мультипликатора. Рост государственных расходов, вызывая увеличение совокупных расходов, ведет к росту спроса на деньги, что повышает ставку процента, но более высокая ставка не приводит к вытеснению расходов частного сектора, поскольку они не зависят от ставки процента. В результате фискального импульса наблюдается полный мультипликативный рост дохода. Денежно-кредитная политика совершенно неэффективна, поскольку снижение ставки процента (от r 0 до r 1) в результате увеличения предложения денег (сдвиг кривой LM вправо от LM 0 до LM 1) не повлияет на величину инвестиционных расходов, так как они совершенно нечувствительны к ее изменению.

Такая ситуация может возникнуть по самым разным причинам (например, она характерна для инфляционной экономики, когда ставки процента чрезмерно велики).

Следует иметь в виду, что ликвидная и инвестиционная ловушки имеют место только в кейнсианской модели. Если предположить, что поведение экономических субъектов описывается монетаристскими функциями, то возникает эффект имущества.

Эффект имущества заключается в том, что рост доли денег экономические субъекты воспринимают как нарушение оптимальной структуры портфеля активов, и как рост своего имущества. Поэтому избыток денег они стараются обменять не только на финансовые активы, но и на реальный капитал и реальные блага, что, в свою очередь, вызывает рост совокупного спроса. Рост совокупных расходов сдвигает кривую IS вправо, ликвидируя ловушки (рис. 6.17).

Изучение влияния стимулирующей денежно-кредитной или фискальной политики на модель IS-LM позволяет сделать вывод: денежно-кредитная и фискальная политика влияют на выпуск в краткосрочном периоде, но ни одна из них не влияет на объем выпуска в долгосрочном периоде.

При анализе модели IS-LM предполагалось, что уровень цен фиксирован, однако это допущение приемлемо только для краткосрочного периода. Рассмотрим, что происходит с моделью IS-LM в долгосрочном периоде при изменении уровня цен, при этом откажемся от допущения, что номинальные и реальные величины совпадают.

Пусть первоначально экономика находилась в равновесии в точке Е 1 , в которой фактический объем выпуска равен его естественному уровню (рис. 6.18).

Рис. 6.18. Модель IS-LM в долгосрочном периоде

На рис. 6.18, а рост предложения денег приводит к сдвигу кривой LM вправо в положение LM 2 и смещению равновесия в точку Е 2 , где процентная ставка уменьшается, а совокупный выпуск возрастает до Y 2 . Так как он превышает естественный объем выпуска, то уровень цен увеличивается, предложение денег в реальном выражении сокращается, а кривая LM вновь сдвигается. Экономика возвращается к начальному равновесию.

На рис. 6.18, b увеличение государственных расходов сдвигает кривую IS в положение IS 2 , а точка равновесия экономики смещается в положение Е 2 , в котором ставка возрастает до r 2 и совокупный выпуск увеличивается до Y 2 , что превышает его естественный уровень. Уровень цен начинает расти, а реальные денежные остатки сокращаются, при этом кривая LM сдвигается влево – в положение LM 2 . Долгосрочное равновесие в точке Е 3 устанавливается при еще более высокой процентной ставке, а объем выпуска возвращается к своему естественному уровню.

Таким образом, изучение влияния стимулирующей денежно-кредитной или фискальной политики на модель IS-LM позволяет сделать вывод: денежно-кредитная и фискальная политика могут влиять на совокупный выпуск в краткосрочном периоде, но ни одна из них не влияет на объем выпуска в долгосрочном периоде. Важным моментом при оценке эффективности этих политик с точки зрения увеличения совокупного выпуска является то, насколько быстро наступит долгосрочный период.

На товарном и денежном рынках: модель IS – LM

1. Равновесие на рынке товаров и услуг. Кривая «инвестиции – сбережения» (кривая IS). Сдвиги кривой IS.

2. Равновесие денежного рынка. Кривая «предпочтение ликвидности – денежная масса» (кривая LM). Сдвиги кривой LM.

3. Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков. Модель IS – LM.

4. Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики. Использование модели IS – LM для анализа последствий стабилизационной политики.

5. Модель IS – LM как теория совокупного спроса: построение кривой совокупного спроса.

Ключевые понятия и термины

Кривая IS «инвестиции – сбережения» (Investment – Saving cur-ve) – кривая равновесия на товарном рынке, представляющая все возможные сочетания процентной ставки и уровня национального дохода, при которых инвестиции равны сбережениям. Кривая IS имеет отрицательный наклон.

Кривая LM «предпочтение ликвидности – денежная масса» (Liquidity – Money curve) – кривая равновесия на товарном рынке, представляющая все возможные сочетания процентной ставки и уровня национального дохода, при которых спрос на деньги равен их предложению. Кривая LM имеет положительный наклон.

Модель IS – LM (Investment – Saving and Liquidity – Money mo- del) – экономическая модель, позволяющая определить значения рыночной ставки процента и дохода, при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках (состояние общего равновесия в экономике). В практическом значении модель позволяет оценить совместное влияние на экономику фискальной и монетарной политики государства.

Ликвидная ловушка (liquidity trap) – ситуация в экономике, когда ставка процента приблизилась к своему минимально возможному значению и поэтому прирост предложения денег не может ее понизить для того, чтобы стимулировать инвестиционный спрос. В этом случае кривая спроса на деньги становится бесконечно эластичной.

Стимулирующий эффект (incentive effect) – результаты воздействия денежной массы и снижения процентных ставок на динамику инвестиций и чистого экспорта.

Эффект вытеснения (crowding effect) – снижение экономической активности частного сектора из-за роста процентных ставок, обусловленного увеличением государственных расходов.

Литература: .

Тесты

1. Модель IS – LM основана на предположении, что:

а) уровень цен в экономике не изменяется;

б) инвестиции являются функцией сбережений;

в) объем инвестиций зависит от уровня национальных расходов.

2. Из модели IS – LM следует, что процентная ставка определяется в результате взаимодействия:

а) денежного рынка с рынком труда;

б) товарного рынка с рынком ценных бумаг;

в) денежного и товарного рынков;

г) спроса и предложения на рынке товаров и услуг.

3. Эффект вытеснения возникает в случае, если:

а) увеличение налогов в частном секторе снижает располагаемый доход и расходы в этом секторе;

б) увеличение государственных расходов вызывает повышение процентных ставок, а чувствительные к ним расходы в частном секторе снижаются;

в) сокращение государственных расходов вызывает сокращение потребительских расходов.

4. В состоянии ликвидной ловушки эластичность спроса на деньги по проценту приближается:

а) к единице;

в) бесконечности.

5. Государство увеличивает налоги с целью снижения дефицита государственного бюджета. Какие меры должен принять Центральный банк, чтобы ставка процента осталась неизменной?

Ответы: 1. а); 2. в); 3. б); 4. в); 5. Банк увеличивает количество денег в обращении.