Правовое положение страховых организаций. Правовой статус страховщика как субъекта страховых отношений. Понятие и виды хозяйственных объединений

  • 6. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Формы и виды предпринимательской деятельности.
  • 7. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
  • 8. Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития рф.
  • 9. Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательской деятельности.
  • 10. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности.
  • 11. Граждане как субъекты предпринимательской деятельности. Порядок регистрации предпринимательской деятельности без образования юридического лица и основания ее прекращения.
  • 12. Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности, их виды и классификации.
  • 13. Способы и этапы создания коммерческих организаций.
  • 14. Государственная регистрация коммерческих организаций.
  • 15. Лицензирование предпринимательской деятельности: понятие, принципы, лицензионное законодательство, субъекты лицензионных отношений, лицензионные требования и условия.
  • 16. Понятие лицензии. Порядок получения, приостановления, аннулирования.
  • 17. Правовое положение структурных подразделений юридических лиц.
  • 18. Понятие органа юридического лица; структура органов и разграничение компетенции. Ответственность.
  • 19. Понятие, виды и порядок реорганизации юридического лица.
  • 20. Понятие, виды и порядок ликвидации юридического лица.
  • 22. Рассмотрение дел о банкротстве. Право на обращение в арбитражный суд. Право и обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд.
  • 23. Понятие должника для целей Закона о несостоятельности (банкротстве). Понятие, виды, правовое положение кредиторов. Собрание и комитет кредиторов, порядок их формирования и компетенция.
  • 24. Понятие и виды арбитражных управляющих. Обязательные условия членства в сро, требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Права и обязанности, ответственность арбитражного управляющего.
  • 25. Наблюдение как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 26. Финансовое оздоровление как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 27. Внешнее управление как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 28. Конкурсное производство как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 29. Мировое соглашение как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 30. Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве.
  • 31. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей.
  • 32. Хозяйственные товарищества как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 33. Акционерные общества как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 34. Производственные кооперативы как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 35. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 36. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 37. Особенности правового положения банков и иных кредитных организаций.
  • 38. Правовое положение бирж.
  • 39. Общества с ограниченной ответственностью как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 40. Правовое положение страховых организаций.
  • 41. Правовое положение акционерного инвестиционного фонда.
  • 42. Паевой инвестиционный фонд: понятие, типы. Возникновение и прекращение, управление паевым инвестиционным фондом.
  • 43. Правовое положение дочерних и зависимых хозяйственных обществ, холдинговых компаний.
  • 44. Субъекты малого и среднего предпринимательства: критерии отнесения, государственная поддержка.
  • 45. Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности.
  • 46. Понятие учетной политики организации.
  • 47. Правовой режим основных средств организации.
  • 48. Правовой режим оборотных активов организации.
  • 49. Правовой режим нематериальных активов организации.
  • 50. Правовой режим уставного (складочного) капитала (фонда).
  • 51. Понятие и виды денежных средств организации. Правила хранения, учета и использования наличных денежных средств.
  • 52. Правовой режим акций. Порядок выпуска и продажи акций. Контрольный пакет.
  • 53. Правовой режим прибыли коммерческой организации.
  • 54. Понятие, содержание и пределы осуществления права хозяйственного ведения и оперативного управления унитарным предприятием.
  • 55. Обращение взыскания на имущество организации (индивидуального предпринимателя): основания, этапы, очередность.
  • 56. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. Законодательство о приватизации. Виды объектов приватизации. Характеристика субъектов процесса приватизации.
  • 57. Этапы и способы приватизации государственного и муниципального имущества.
  • 58. Понятие и сфера применения антимонопольного законодательства. Участники отношений, регулируемых антимонопольным законодательством.
  • 59. Государственный антимонопольный орган, его функции и полномочия.
  • 60. Контроль антимонопольного органа за экономической концентрацией.
  • 63. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
  • 64. Естественные монополии: понятие, виды. Законодательство о естественных монополиях. Осуществление государственного регулирования и контроля в сферах естественных монополий.
  • 65. Понятие конкуренции, понятие и формы недобросовестной конкуренции.
  • 66. Понятие и порядок предоставления государственных и муниципальных преференций в соответствии с антимонопольным законодательством.
  • 67. Понятие и принципы технического регулирования. Законодательство о техническом регулировании.
  • 68. Технические регламенты: понятие, цели, содержание и применение.
  • 69. Понятие, цели, принципы стандартизации. Документы в области стандартизации.
  • 70. Подтверждение соответствия: цели, принципы, формы.
  • 71. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.
  • 72. Ответственность за нарушение законодательства о техническом регулировании.
  • 73. Понятие и виды цен. Государственное регулирование установления и применения цен на товары, работы и услуги. Правовые средства обеспечения государственной дисциплины цен.
  • 74. Предпринимательский договор: понятие, признаки, функции.
  • 75. Особенности заключения предпринимательского договора.
  • 76. Заключение договора на торгах.
  • 40. Правовое положение страховых организаций.

    Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

    Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

    Страховщики - юридические лица, созданные для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном законом порядке.

    Субъекты страхового дела, в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения.

    Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии, формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.

    Страховые агенты - постоянно проживающие на территории РФ и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или юридические лица, которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

    Страховые брокеры - постоянно проживающие на территории РФ и зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или юридические лица, которые действуют в интересах страхователя или страховщика и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования между страховщиком и страхователем, а также с исполнением указанных договоров.

    Страховщики (за исключением обществ взаимного страхования) должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом.

    Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей.

    Группы страховщиков:

    2) страховые организации (занимаются страхованием на профессиональной основе и услуги оказываются третьим лицам (страхователю, застрахованному лицу); могут учреждаться как в форме коммерческих, так и в виде некоммерческих организаций)

    1) общества взаимного страхования (создаются юридическими и физическими лицами на основании членства для страховой защиты, имущественной защиты членов данного общества; форма – некоммерческая организация).

    Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов.

    Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (далее также - лицензия) выдается субъектам страхового дела.

    Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

    Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

    1) заявление о предоставлении лицензии;

    2) учредительные документы соискателя лицензии;

    3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

    4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

    5) сведения о составе акционеров (участников);

    6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

    7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

    8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;

    9) сведения о страховом актуарии;

    10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;

    11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

    12) положение о формировании страховых резервов;

    13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.

  • Ст.6 ФЗ определяет, что страховщиками признаются российские юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном порядке.

    Закон о страховании устанавливает признаки (условия), которые определяют статус страховщика (страховой организации) как профессионального участника страхового рынка:

    1) Страховщиком может быть только юридическое лицо.

    2) Для страховщика характерна специальная правоспособность – его создание для осуществления страховой деятельности. И прямой запрет занимать производственной, торгово-посреднической или банковской деятельностью.

    При этом, страховая деятельность должна восприниматься не только как деятельность по страховой защите имущественных интересов субъектов страховых правоотношений, но и как деятельность по формированию, развитию и приумножению денежных (страховых) фондов, за счет которых производятся выплата страховых возмещений при наступлении страховых случаев. Основание п.4 ст.26 ФЗ - страховщика дано право инвестировать или иным образом размещать средства страховых резервов. (выдавать ссуды страхователям по договорам личного страхования, заключенного на срок не менее 5 лет, в пределах сформированных резервов).

    3) Создание страховой организации в предусмотренной Законом организационно-правовой форме. Однако, п.2 ст.32 ФЗ, определяет перечень документов, предоставляемых для принятия решения о выдаче лицензии, на основании которого соискатель должен предоставить документ подтверждающий оплату уставного капитала в полном размере.

    Следовательно, при создании страховых организаций могут быть использованы только те организационно-правовые формы юридических лиц, в которых предполагается консолидация имущества их участников (учредителей) в виде уставного капитала:

    Общество с дополнительной ответственностью



    Страховщик не может создаваться в форме хозяйственных товариществ, производственных кооперативов (не предусматривают формирование УК), унитарных предприятий (создается государством для осуществления

    предпринимательской деятельности, но предусматривает формирование уставного фонда, а не капитала).

    4) Минимальный размер уставного капитала страховых организаций на день подачи соискателем документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности зависит от видов предполагаемой деятельности и определяется п.3 ст.25 ФЗ

    30 миллионов руб - для осуществления страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования а также страхования имущества, гражданской ответственности и предпринимательских рисков.

    60 млн. руб - для осуществления страхования жизни либо для осуществления совместного страхования жизни и страхования от несчастных случаев, болезней и медицинского страхования.

    120 млн. руб – для осуществления перестрахования а также страхования в сочетании с перестрахованием.

    5) Уставный капитал должен быть сформирован за счет денежных средств. Оплаченный уставный капитал, наравне со страховыми резервами и системой перестрахования, является основой финансовой устойчивости страховщиков.

    6) Уставный капитал должен быть полностью оплачен на момент выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности.

    7) Страховщик должен иметь разрешение (лицензию) на осуществление страховой деятельности.

    Деятельность страховщиков не является закрытой. Они обязаны публиковать годовые бухгалтерские отчеты после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений. Ст.29 ФЗ.

    С другой стороны, страховщики в праве иметь коммерческую тайну и принимать меры по ее охране. Определение перечня сведений составляющих коммерческую тайну, круг лиц, имеющих к ним доступ, осуществляется путем принятия внутреннего нормативного акта.

    2 форма Общества взаимного страхования также являются формой организации страхового бизнеса, и представляет собой страховую организацию, созданную гражданами и юридическими лицами на взаимной основе путем объединения необходимых для этого средств для страхования своего имущества и иных имущественных интересов (п. 1 ст. 968 ГК и ст. 7 ФЗ).

    Особенности страхования в рамках ОВС:

    1) общества взаимного страхования создаются для страхового обслуживания своих членов.

    2) замкнутый характер страхования - в качестве страхователей могут выступать только его участники;

    3) взаимность страхования в рамках общества заключается, в том, что,

    Во-первых, страховой фонд общества создается путем объединения средств членов (участников) этого общества. Порядок формирования страховых резервов общества определяется его учредительными документами или установленными им правилами страхования.

    Во-вторых, страховые резервы общества используются на страховые выплаты этим же членам.

    4) общества взаимного страхования являются некоммерческими организациями. (П. 2 ст. 968 ГК) Некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не имеющее целью извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками. Т.е. организационно-правовой формой общества взаимного страхования является потребительский кооператив.

    Некоммерческие ОВС могут осуществлять страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов без оформления договора страхования, т.е. непосредственно на основании членства и Правил страхования.

    Коммерческие ОВС могут страховать интересы лиц, не являющихся членами общества. Такое ОВС должно получить лицензию на осуществление страховой деятельности соответствующего вида, причем страхование интересов лиц, не являющихся членами ОВС, должно осуществляться только на основе договора страхования.

    3 форма Еще одной формой организации страховых отношений является создание Страховых пулов .

    Страховой пул представляет собой объединение страховщиков, действующих на основании соглашения, которое предполагает принятие его участниками риска на одинаковых либо оригинальных условиях и несение ими солидарной ответственности по страховым выплатам. Создается на основе договора о совместной деятельности, т.е. не является юридическим лицом.

    Страховые пулы широко представлены во всех странах с развитой системой страхования. Их создание преследует следующие цели :

    Преодоление недостаточной финансовой емкости отдельных страховщиков;

    Обеспечение финансовой устойчивости страховых операций;

    Гарантии страховых выплат клиентам;

    Обеспечение возможности принятия на страхование крупных рисков, единоличное несение которых не под силу самым крупным страховым компаниям.

    Страховые пулы бывают двух типов: они могут действовать на принципах сострахования и перестрахования.

    Участники страхового пула должны уведомит ФССН о намерении осуществлять деятельность по страхованию на основе соглашения о создании и деятельности страхового пула. (регулируется Письмом Росстрахнадзора «О деятельности страховых пулов»).

    Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров.

    Страховые агенты – п.1 ст.8 Фз – это постоянно проживающие на территории РФ физические лица или российские юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

    Он занимается продажей страховых продуктов, инкассирует страховую премию, оформляет страховую документацию и в отдельных случаях выплачивает страховое возмещение (в пределах установленных лимитов).

    Основная функция страхового агента - продажа страховых продуктов. Деятельность страховых агентов в России не нуждается в лицензировании, к ней не применяются какие-либо квалификационные требования.

    Отношения СК и страховым агентом оформляются договором поручения или агентским договором.

    Страховые агенты могут подразделяться в зависимости от своих функций и характера представительства своей страховой компании на:

    1) прямые страховые агенты – это агенты, состоящие в штате страховой компании, продающие страховые полисы от имени этой компании (заключающие договоры страхования от имени страховщика) и имеющие кроме комиссионного вознаграждения постоянную оплату труда;

    2) мономандатные страховые агенты - агенты, не являющиеся штатными работниками страховой компании, работающие с ней на основе специального контракта (соглашения) и оплачиваемые путем комиссионного вознаграждения, размер которого зависит от количества проданных страховых полисов (заключенных договоров) и суммы полученных по ним страховых премий;

    3) многомандатные страховые агенты - агенты, которые работают с несколькими страховыми компаниями. Как правило, такие агенты специализируются на определенном виде страхования.

    4) генеральные агенты – это страховые агенты, которые имеют более высокий правовой статус по сравнению с вышеперечисленными. Они не только заключают договоры страхования от имени своих страховых компаний, но и решают следующие задачи:

    Завоевание клиента;

    Управление клиентом (т.е. формирование страховых Запросов клиента на основе постоянного контакта с ним),

    Управление страховыми рисками.

    Страховые брокеры п.2ст.8 ФЗ – российскиеюридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, которые действуют в интересах страхователя или страховщика и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования, а также с исполнением указанных договоров.

    Страховые брокеры - юридические лица могут вести свою деятельность в любой организационно-правовой форме, предусмотренной российским законодательством.

    Никакими иными видами деятельности, в том числе посредническими, кроме страховой посреднической деятельности, страховые брокеры заниматься не могут.

    Закон об организации страхового дела предусматривает два направления брокерской деятельности:

    1) представительство страхователя в отношениях со страховщиком – действует от имени страховщика на основании договора поручения или агентского договора;

    2) посредническая деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) от своего имени – на основании возмездного агентского договора.

    Определение страховщика содержится в ГК РФ и в Законе "Об организации страхового дела в Российской Федерации". В соответствии со ст. 938 ГК РФ страховщиками являются юридические лица, заключающие договоры страхования и имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Согласно п. 2 ст. 969 ГК РФ страховщиками именуются государственные организации (обязательное государственное страхование). "Иные государственные организации" осуществляют страхование без договора (п. 2 ст. 969 ГК РФ).

    Однако в ст. 6 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" законодатель говорит о любой организационно-правовой форме для страховщика, но другие нормы данного Закона существенно ограничивают набор организационно-правовых форм юридических лиц, в которых может осуществляться страховая деятельность. Таким образом, в ГК РФ понимание страховщика более широкое, чем в указанном Законе, и, очевидно, в отношении государственного страхования следует руководствоваться этим более широким пониманием. С другой стороны, для страховщика страхование является предпринимательской деятельностью, так как подпадает под ее определение, содержащееся в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ.

    Поэтому страховщики должны признаваться коммерческими организациями и, следовательно, могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных п. 2 ст. 50 ГК РФ.

    К страховщикам относятся:

    1) страховые организации (п. 1 ст. 927 и ст. 938 ГК РФ);

    2) общества взаимного страхования (п. 5 ст. 968 ГК РФ).

    Не стоит применять термин "страховая компания" в смысле "страховое общество", так как последнее ассоциируется с акционерным страховым обществом, а понятие "страховая компания" и понятие "акционерное страховое общество" соотносятся как философские категории формы и содержания - последнее выступает одной из форм первого. Не следует употреблять термин "предприятие" для обозначения страховой компании, так как это лишь форма организации. В современной юридической терминологии западных стран предприятие является хозяйственно-организационным единством, которое в каждом отдельном случае намного индивидуальнее, чем определенная форма компании. В зарубежном страховании в качестве общепринятого понятия употребляется в настоящее время дефиниция "страховая компания".



    Страховые компании наряду с Госстрахом появились в нашей стране в конце 80-х гг. прошлого века и создавались в форме кооперативов. Законодательное закрепление и регулирование деятельности страховых компаний появилось в 1992 г. в Законе РФ "О страховании". В настоящее время правовое положение, правовой статус страховых компаний определяются на уровне государственного регулирования нормами ГК РФ и Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

    ГК РФ обладает приоритетным значением при регулировании правового статуса российских страховых компаний, которое практически выражается в том, что при противоречии норм права, содержащихся в любом другом нормативном акте, положениям ГК РФ должны применяться нормы ГК РФ. Ряд проблем в этом плане был разрешен благодаря Постановлению Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1139 "Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998 - 2000 годах", а также распоряжению Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 1361-р о принятии Концепции развития страхования в Российской Федерации.

    В российском законодательстве зафиксирована юридическая правоспособность страховой компании, тесно связанная с гражданско-правовой ответственностью. ГК РФ в ст. 49 определил юридическую правоспособность страховой компании, которая ведет уставную деятельность.

    Основные признаки, свойственные страховой компании как юридическому лицу:

    1. Технико-организационное единство, которое обеспечивает действие коллектива лиц как единого целого, формирование единой воли, что выражается в уставе страховой компании, договоре, законе, административном акте.

    2. Самостоятельная имущественная ответственность, так как страховая компания функционирует в экономической системе в качестве самостоятельно действующего объекта и отвечает по своим обязательствам своими страховыми ресурсами. При этом экономически обособленные страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на базе перестрахования и сострахования.

    3. Наличие названия страховой компании как собственного наименования, отличного от наименования других объектов прав и необходимого для идентификации ее в гражданском обороте.

    Страховая организация

    Страховая организация – это различного рода страховые предприятия, учреждения, страховые компании (СК), акционерные страховые общества (АСО), региональные и международные финансовые группы, совместные российско – зарубежные перестраховочные объединения (компании, товарищества, частные фирмы, государственные страховые компании (ГСК) и др. Она функционирует в общей государственной экономической системе в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта.

    В правовом отношении страховая организация представляет собой обособленную структуру любой общественно – правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, осуществляющую на ее территории страховую деятельность (заключение договоров страхования; формирование страховых резервов и фондов; инвестирование временно свободных денежных средств в доходные объекты, ценные бумаги, облигации; кредитование определенных сфер человеческой деятельности и т. п.).

    Предметом непосредственной деятельности страховых организаций не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская сферы. Страховой организации свойственна экономическая обособленность от государственной экономической системы, что выражается в полной самостоятельности ее ресурсов и оборотных средств. С другими страховщиками страховые организации строят свои отношения на основе перестрахования и сострахования, при котором объект страхования может быть застрахован по одному договору совместно несколькими страховщиками.

    В условиях рыночной экономики страховые организации любых форм собственности самостоятельно определяют свою организационную структуру, порядок оплаты и стимулирования труда работников.

    Тем не менее специфика страховой деятельности диктует использование двух категорий работников:

    1) квалифицированных штатных специалистов, осуществляющих управленческую, экономическую, консультационно-методическую и другую деятельность;

    2) нештатных работников, выполняющих аквизиционных (приобретение) и инкассаторские функции (сбор и выплата денег).

    К штатным работникам относятся: президент страховой компании, вице-президент (главный экономист), генеральный директор, исполнительный директор (менеджер), главный бухгалтер, референты, эксперты, заведующий отделами по направлениям (видам страхования), инспектора, работники вычислительного центра, сотрудники отделов, обслуживающий персонал.

    К нештатным работникам относятся страховые агенты, брокеры, представители страховой компании, медицинские эксперты и другие.

    Главной функциональной обязанностью штатных работников является обеспечение устойчивого функционирования страховой компании, высокой рентабельности, платежеспособности, конкурентоспособности.

    Основными функциональными обязанностями нештатных работников являются: проведение агитационно-пропагандистской работы среди организаций, акционерных обществ, фирм и населения по вовлечению их в страхование, оформление вновь заключенных и возобновленных договоров, а также обеспечение контроля по своевременной уплате страховых взносов (платежей, премий) со стороны страхователей и производство страховых выплат со стороны страхователей и производство со стороны страховщиков при наступлении страховых случаев, т. е. главная задача нештатных работников состоит в продвижении страховых услуг от страховщика к страхователю.

    Все страховые компании делятся на организационные структуры по управлению (менеджменту) и по сферам деятельности.

    Наиболее широкое распространение получила организационная структура по менеджменту, которая опирается на следующие принципы:

    – решения в страховой компании не принимаются односторонне;

    – сотрудники страховой компании не только руководствуются распоряжениями начальства, но имеют и свои сферы и планы действия с полномочиями и компетенциями;

    – ответственность не концентрируется на верхнем уровне управления страховой компании. Она является частью компетенции других сотрудников по сферам деятельности;

    – вышестоящая инстанция в организационной структуре страховой компании имеет право принимать те решения, которые нижестоящие инстанции принимать не вправе;

    – ведущим принципом структуры менеджмента является делегирование полномочий и ответственности сверху донизу.

    При такой организационной структуре управления каждый сотрудник независимо от того, на каком уровне он работает, отвечает только за то, что он сделал или не сделал в рамках своих полномочий. За ошибки сотрудника начальник отвечает лишь в тех случаях, когда он не выполнил свои обязанности руководителя.

    Функциями, которые должно выполнять высшее руководство страховой компании, являются:

    – определение общей цели страховой компании на данном этапе;

    – разработка соответствующей стратегии и планирование работы страховой компании;

    – разработка структуры менеджмента;

    – разработка концепции маркетинга;

    – определение финансовой политики;

    – формирование сфер деятельности (личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности, перестрахование);

    – координация между собой сфер деятельности;

    – решение кадровой и социальной политики.

    Организационная структура страховой компании по сферам деятельности означает, что функции страховой компании формируются вне зависимости от способностей сотрудников, а в соответствии с данной организационной структурой.

    При этом руководствуются следующим:

    1) во всех подразделениях и на всех уровнях имеются сотрудники, превосходящие по своим способностям уровни занимаемых ими положений и полномочий.

    2) вместе с ними есть и сотрудники, способности которых не соответствуют или только частично соответствуют требованиям занимаемой должности.

    Среди страховых компаний данной организационной структуры можно назвать акционерные страховые общества, общества взаимного страхования.

    Государственная страховая компания – организационная форма, учреждаемая государством или образуемая за счет национализации акционерного страхового общества и обращения их имущества в государственную собственность.

    Среди новых хозяйственно-организационных структур страхового дела можно выделить следующие.

    Концерны – объединение предприятий, включая страховые общества.

    Хозяйственные ассоциации – договорные объединения предприятий и страховых компаний.

    Консорциумы – временные договорные объединения производственных предприятий и страховых компаний для решения конкретных задач, реализации крупных целевых программ и проектов.

    Страхование как вид предпринимательской деятельности имеет существенное значение для развития экономики страны, способствуя созданию долгосрочных инвестиционных ресурсов, обеспечению социально-экономической стабильности общества в целом.

    Действующее законодательство определяет страхование как отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков*(446).

    Отношения в сфере страхования регулируются законодательством, имеющим комплексный характер, так как оно включает в себя нормы различных отраслей права - гражданского, административного, финансового, экологического и др., что обусловливает сочетание частно-правовых и публично-правовых начал в регулировании страхования.

    В последние годы происходит усиление публично-правовых начал в страховании, проявляющееся в совершенствовании механизма государственного надзора за страховой деятельностью, в приоритетном развитии обязательного страхования в РФ, которое используется для обеспечения публичных функций государства, реализации государственных программ в социальной сфере*(447).

    Правовые основы страхования закреплены в Конституции РФ (п. "и" ст. 71), ГК РФ, Федеральном законе от 27 ноября 1992 г. N 4015-I (в ред. от 7 июля 2005 г.) "Об организации страхового дела в РФ" (далее - Закон об организации страхового дела) и других федеральных законах*(448).

    Страховое законодательство включает в себя также большое число актов подзаконного характера*(449), значительное место среди которых занимают нормативно-правовые акты федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

    При характеристике системы источников правового регулирования страхования следует назвать и правила страхования, содержащиеся в локальных актах, разрабатываемых самими страховщиками.

    Страхование осуществляется специализированными субъектами предпринимательской деятельности - страховыми организациями (страховщиками).

    Страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном законом порядке (п. 1 ст. 6 Закона об организации страхового дела).

    Страховщиками являются, как правило, коммерческие организации, которые имеют организационно-правовую форму акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

    В качестве некоммерческих организаций в соответствии со ст. 968 ГК РФ и ст. 7 Закона об организации страхового дела могут выступать общества взаимного страхования, которые создаются юридическими и физическими лицами для страховой защиты своих имущественных интересов в порядке и на условиях, которые определяются Федеральным законом о взаимном страховании*(450).

    В отношениях по обязательному социальному страхованию страховщиками выступают некоммерческие организации, созданные Правительством РФ для обеспечения прав застрахованных лиц*(451) (ст. 1, 13 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").

    Страховые организации могут быть юридическими лицами любых форм собственности - государственной, муниципальной, частной.

    Страховщиками по обязательному личному страхованию (страхованию жизни, здоровья, имущества государственных служащих определенных категорий, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и др.) являются государственные организации, а другие организации - в соответствии с законом. В последнем случае страховые организации избираются на конкурсной основе и должны иметь лицензию на осуществление определенного вида обязательного социального страхования*(452).

    Для страховых организаций с участием иностранного капитала законодательством установлен ряд ограничений. В частности, определена квота на участие иностранного капитала в уставных капиталах всех страховых организаций в размере 25 процентов от их совокупного уставного капитала. Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, не могут осуществлять в РФ отдельные виды страхования (например, страхование жизни, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций и др.) (п. 3 ст. 6 Закона об организации страхового дела).

    Страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в РФ страховую деятельность, если иностранный инвестор (основная организация) не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории РФ*(453).

    Страховщики могут действовать на рынке страховых услуг через страховых посредников - страховых агентов и страховых брокеров.

    Страховые агенты - постоянно проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

    Страховые брокеры - постоянно проживающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров.

    Деятельность страховых агентов и страховых брокеров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров страхования (за исключением договоров перестрахования) с иностранными страховыми организациями, на территории Российской Федерации не допускается.

    Помимо страховщиков и страховых брокеров к числу субъектов страхового дела Законом об организации страхового дела отнесены страховые актуарии (п. 2 ст. 4.1).

    Страховые актуарии - физические лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов.

    Страховщики по итогам каждого финансового года обязаны проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов). Результаты актуарной оценки должны отражаться в соответствующем заключении, представляемом в орган страхового надзора в установленном им порядке*(454).

    Правовое положение страховых организаций отличается рядом особенностей, выражающихся в том, что законодательство устанавливает для них специальные правила, определяющие порядок их создания и прекращения, формирования и использования имущества (уставного капитала, страховых резервов), учета, отчетности и др.

    Страховщиками могут быть только юридические лица, специально созданные для осуществления страховой деятельности*(455).

    Страховые организации должны иметь лицензию на осуществление страховой деятельности. Лицензирование страховой деятельности осуществляется Федеральной службой страхового надзора (Росстрахнадзором).

    В соответствии с Условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ, утвержденными приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. N 02-02/08*(456), под страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

    Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничения по сроку действия, если не предусмотрено иное.

    Лицензированию подлежат конкретные виды страхования, классификация которых установлена Законом об организации страхового дела (ст. 32.9).

    Лицензирование обязательного страхования проводится в соответствии со специальным законодательством*(457).

    Правовое регулирование деятельности страховщиков осуществляется прежде всего с целью обеспечения их финансовой устойчивости, т.е. такого состояния финансовых ресурсов страховых организаций, при котором они в полном объеме способны исполнить свои обязательства по страхованию.

    Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования; собственные средства; перестрахование (п. 1 ст. 25 Закона об организации страхового дела).

    Имущество страховой организации делится на средства страховых резервов и собственные средства страховщика. Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности*(458).

    Важнейшая составляющая собственных средств страховой организации - ее уставный капитал. Страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого не может быть ниже минимального размера, установленного законодательством. Минимальный размер уставного капитала определяется на основе базового размера уставного капитала, равного 30 млн. рублей, и коэффициентов (от 1 до 4), которые зависят от объекта страхования.

    Оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой организации должны обеспечивать проведение планируемых видов страховой деятельности. С этой целью законодательство определяет обязательное соблюдение нормативного соотношения между активами страховой организации и принятыми страховыми обязательствами*(459).

    Особый правовой режим установлен законодательством для страховых резервов.

    Страховые резервы образуются из отчислений от полученных страховых премий, а также за счет других средств страховщика. Виды страховых резервов и размеры соответствующих отчислений определяются законодательством*(460). Средства страховых резервов должны использоваться исключительно для осуществления страховых выплат.

    Страховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов. Согласно Правилам размещения страховщиками страховых резервов, утвержденным приказом Минфина РФ от 22 февраля 1999 г. (в ред. от 14 января 2005 г.) N 16н*(461), под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов (п. 1).

    Правилами установлены допустимые объекты инвестирования средств страховых резервов: в покрытие страховых резервов принимаются государственные и муниципальные ценные бумаги, акции, векселя банков, инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, банковские вклады (депозиты), недвижимое имущество, слитки золота и серебра и др. (п. 6).

    Одним из средств обеспечения финансовой устойчивости страховой организации является перестрахование.

    Перестрахование - деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятым последним по договору страхования (основному договору) обязательств по страховой выплате (ст. 13 Закона об организации страхового дела).

    Оно позволяет перераспределить между страховщиками риски выплат по страховым обязательствам и потому широко используется в практике страховой предпринимательской деятельности.

    Перестрахование осуществляется на основании договора перестрахования, заключенного между страховщиком и перестраховщиком в соответствии с требованиями гражданского законодательства. К договору перестрахования применяются правила, предусмотренные для страхования предпринимательского риска.

    Страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют и представляют бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с планом счетов, правилами бухгалтерского учета, формами учета и отчетности, утверждаемыми органом страхового регулирования в соответствии с законодательством.

    Особенности правового положения страховых организаций

    Опыхтина Е.Г.

    Кандидат юридических наук,

    доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета

    В статье предпринята попытка осветить и проанализировать изменения в Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» 1992 г., касающиеся правового положения страховых организаций.

    Ключевые слова: страховщики, страховые организации, специальная правоспособность страховщика, страхователи, финансовая устойчивость и платежеспособность страховой организации.

    В России очень быстрыми темпами развивается рынок страховых услуг и также стремительно развивается законодательство о страховании.

    «Поскольку в конечном счете все обязанности страховщика сводятся к одной - выплате денег, законодатель уделяет большое внимание созданию необходимых гарантий получения соответствующей суммы от страховщика. А с учетом особого публичного интереса к страхованию существенную часть страхового законодательства представляют собой нормы, прямо или косвенно связанные с обеспечением реальности такой гарантии»

    В 2013 г. был принят Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»

    А также Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела»

    Данные законодательные акты предусматривают значительные изменения действующего законодательства о страховании, отдельные положения которых уже вступили в силу с 1 сентября 2013 г., а некоторые положения вступят в силу с 1 января 2015 г.

    В результате анализа правового положения страховых организаций необходимо обратить внимание на следующие особенности.

    1. В соответствии с изменениями Банк России осуществляет функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности с 1

    сентября 2013 г. Данный контроль не является государственным, так как Банк России является юридическим лицом, но не является федеральным органом исполнительной власти. До 1 сентября контроль и надзор за деятельностью страховых организаций осуществлялся Федеральной службой страхового надзора подведомственной Федеральной службе по финансовым рынкам.

    2. Формирование отрасли страхового права происходит на стыке публичного и частного права. Большинство нормативных актов, составляющих страховое законодательство, носит комплексный характер.

    Правовое положение организаций в сфере страховой деятельности определяется Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015 - 1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее -Закон); Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) регулирует общие вопросы заключения и исполнения договоров страхования. Подзаконные нормативные акты играют большую роль в правовом регулировании отношений в сфере страховой деятельности. В области страхового законодательства с 1 сентября 2013 г. такие акты принимаются Банком России.

    3. ГК РФ посвящает страховщику одну норму -ст. 938, согласно которой «в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешение на осуществление страхования соответствующего вида».

    Согласно ч. 1 ст. 6 в новой редакции Закона «Об организации страхового дела», страховщики - это страховые организации и общества взаимного стра-

    Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4

    хования, созданные, в соответствии с законодательством Российской Федерации, для осуществления деятельности по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию и получившие лицензии на осуществление деятельности в установленном Законом порядке.

    На основе анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод, что страховщиками могут быть только хозяйственные общества (ст.ст. 6, 25 Закона «Об организации страхового дела в РФ).

    4. Изменения действующего законодательства о страховании направлены, в первую очередь, на то, чтобы страхователи могли иметь доступ к информации о деятельности страховщика, его финансовой устойчивости и платежеспособности, ознакомиться с содержанием государственного реестра субъектов страхового дела.

    Все страховые организации должны быть зарегистрированы в едином государственном реестре субъектов страхового дела, который должен содержать сведения о субъекте страхового дела, его местонахождении, видах страхования, филиалах и представительствах страховщика и об их месте нахождения, сетевой адрес в информационно-коммуникационной системе «Интернет» и другие сведения (ст. 5 Закона).

    В целях доведения информации о своей деятельности до страхователей страховщик должен иметь собственный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ст. 6 Закона). На этом сайте закон обязывает страховую организацию размещать полную информацию о своей деятельности, включая данные о руководителе страховой организации, главном бухгалтере, финансовой отчетности и другие сведения. Таким образом, страховые организации обязаны вести свою деятельность публично.

    5. Кроме того, хотелось бы обратить внимание на следующую новеллу страхового законодательства -понятие страховой группы. Таковой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц (далее - участники страховой группы) находятся под контролем либо значительным влиянием одной страховой организации (далее - головная страховая организация). Данное нововведение направлено на защиту прав страхователей, застрахованных лиц, а также акционеров (участников) от недобросовестных действий руководителей страховых компаний.

    6. Страховая деятельность - лицензируемый вид деятельности, поэтому обязательным требованием к страховщику является наличие лицензии на страхование соответствующего вида. В ст. 32 Закона дан перечень документов, необходимых для лицензирования, а также указано основание отказа в выдаче лицензии - несоответствие представленных документов требованиям законодательства.

    7. Ранее Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» были установлены виды деятельности, занятие которыми исключено для страховых организаций. Так, предметом непосредственной деятельности страховых организаций не могли быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность (ст. 6). В настоящее время этих ограничений в законе нет, однако правоспособность страховщика является специальной, так как он не может получить лицензии на осуществление других видов деятельности, не предусмотренных Законом «Об организации страхового дела в РФ».

    8. Законом закреплены условия, направленные на сохранение устойчивости финансового положения страховщиков с учетом особого публичного интереса, заложенного в их деятельности (ст. 25-29 Закона).

    Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации являются: экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования; собственные средства; перестрахование. Собственные средства страховой организации включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенную прибыль. Страховщики не вправе инвестировать собственные средства в векселя юридических лиц, физических лиц и выдавать займы за счет собственных средств (капитала).

    Страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного законом минимального размера уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 120 млн. руб. и коэффициентов от 1 до 4. Минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование, устанавливается в сумме 60 млн. руб. (ст. 25 Закона).

    Для обеспечения финансовой устойчивости страховщиков они могут объединяться в страховые пулы и осуществлять страховую деятельность по отдельным видам страхования совместно. Для увеличения финансовых возможностей членов пула могут быть созданы перестраховочные пулы (ст. 14. 1 Закона).

    9. В соответствии с изменением ст. 6 рассматриваемого закона по итогам каждого отчетного года деятельность страховой организации подлежит обязательному актуарному оцениванию ответственным актуарием. Данное заключение ответственного актуария должно быть предоставлено в орган страхового надзора вместе с годовой бухгалтерской отчетностью. Данное положение закона направлено на усиление кредитоспособности и надежности страховых организаций, их финансовой устойчивости.

    Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4

    10. Действующее законодательство содержит существенные ограничения деятельности иностранных страховщиков на страховом рынке Российской Федерации.

    Последние изменения в Законе РФ «Об организации страхового дела в РФ» облегчили доступ иностранного капитала на российский страховой рынок.

    Ранее действующее законодательство предусматривало ограничения для иностранных компаний по видам страхования (запрещая им осуществлять страхование жизни и здоровья). После внесения изменений ограничений будет меньше, поскольку дочерние общества по отношению к иностранным инвесторам либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 % не смогут осуществлять в России страхование жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета органам исполнительной власти, страхование, связанное с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. 6 Закона).

    В заключение можно отметить, что правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением страховой деятельности, далеко от идеала. В отличие от кредитных организаций, в законодательстве не закреплено требование о том, что организационно-правовой формой страховых организаций может быть хозяйственное общество. Однако изменения в действующее законодательство о страховых организациях в последнее время вносятся очень часто, что нарушает принцип правовой определенности и не способствует стабильности отношений в сфере оказания страховых услуг.

    Литература:

    1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - М.: Статут, 2002. - 624 с.

    2 Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // СЗ РФ.- 2013.- № 30 (ч.1) - Ст. 4084.

    3. Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела» // СЗ РФ. - 2013. - № 30 (ч.1) - Ст. 4067.

    4. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015 - 1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 12 января.

    Legal Status of Insurance Companies E.G. Opykhtina

    Kazan (Volga Region) Federal University

    The paper highlights the changes in the law of the Russian Federation “Concerning the Organization of Insurance in the Russian Federation” (1992) that determines the legal status of insurance companies.

    Key words: insurers, insurance companies, special franchise of an insurer, insured persons, financial stability and paying capacity of insurance organizations.